Перейти к содержимому

 

Фотография

Как фотографировать аквариум и его обитателей?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 75

#1 OFFLINE   Inkassator

Inkassator

    Экспериментатор

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 1301 сообщений
  • ГородСПб
  • Имя:Сергей

Отправлено 01 March 2016 - 16:13

seminar9-0024_jpg_820_100_forcewidth.jpg

Написать данную заметку меня сподвиг тот факт, что мне пару раз пришлось буквально оправдываться на форуме, мол, это не рыба такая, это фотка такая получилась. Мне это слегка осточертело. И вот я решил немного ознакомить желающих с особенностями фотографирования аквариума. Впрочем, начну я немного издалека, с основ фотографии как таковой, в противном случае сей драгоценный опус вообще не будет иметь ни малейшей ценности.

Что же такое у нас фотокамера и как она устроена? Не смейтесь, как правило, среднестатистический обыватель берет обычный цифровичок, ставит его в режим «полный автомат», или, как его обзывает производитель, «режим интеллектуальной съемки» и жмет кнопочку, даже не подозревая, что и как происходит. Итак, фотокамера у нас представляет коробочку, внутри которой находится светочувствительная пластинка – матрица. Перед ней расположена подвижная деталь – затвор, которая открывает доступ света к матрице на строго определенный промежуток времени, регулируемые либо фотографом, либо автоматикой. Этот временной промежуток, показывающий, на какое время открыть затвор, называется выдержкой. Измеряется она в долях секнды. Как то: 1/100, 1/250, 1/1000. Перед затвором расположена оптическая система камеры, или объектив. А в объективе находится еще одно устройство, крайне важное для понимания процесса фотографирования. Это диафрагма. Упрощенно – это перегородка в объективе с отверстием посередине, размер которого можно менять. Регулируется, опять-таки, либо человеком-оператором, либо автоматикой. Не вдаваясь в подробности, обозначается цифрами от 1,6 у светосильных объективов (открытая диафрагма) до 22-х (закрытая диафрагма). Комбинация выдержки и диафрагмы называется экспопарой. У матрицы тоже есть очень важная характеристика – это светочувствительность. Или, как еще еще называют, ИСО (ISO). Измеряется в единицах. От 100 (низкая), далее 200, 400, 800, 1600 и over дофига у крутых камер. Чем выше значение – тем более чувствительна матрица. Комбинация выдержки, диафрагмы и ИСО называется экспозицией кадра. Давайте разберемся, для чего же нам все это нужно.

Как вы наверное уже догадались, чтобы получился хороший снимок, на матрицу должно попасть определенное количество света. Если его будет слишком много – то тогда, если бы вместо матрицы была бы пленка, негатив получился бы темным, а сама фотография очень светлой. Фотографы говорят – кадр пересвечен, или переэкспонирован. А если света будет мало – негатив будет светлым, а сам снимок темным – кадр недосвечен, недоэкспонирован.

Как же вышеперечисленные настройки помогают нам регулировать количество света?

- Выдержка. Увеличить количество света, попавшего на матрицу, можно, удлинив выдержку. Например, выставив 1/250 вместо 1/500. Т.е, увеличив время открытия затвора в два раза. Уменьшить его можно наоборот, укоротив выдержку.

- Диафрагма. Открывая диафрагму, мы увеличиваем световой поток, попавший на матрицу. Закрывая ее, мы уменьшаем тот поток. Логично, да?

- ИСО. Регулировка светочувствительности помогает корректировать экспозицию, не меняя экспопары – просто мы делаем матрицу более чувствительной к свету.

 Ну и в чем же, спросите вы, сложность фотографирования рыб, когда у нас в руках столь совершенные инструменты? А в том, что зачастую мы оказываемся скованы в изменении настроек. Почему? Вот об этом и поговорим.

Допустим, мы плюнули на ручные настройки, и, чтобы не париться, выставили режим «полный автомат». Жмем кнопочку – готово! Но что это? Почему все непонятных цветов? И рыбы все размазанные… А все дело в том, что датчики камеры анализируют поступающие на них извне сигналы, и процессор камеры в соответствии с ними меняет настройки. А теперь представьте: в комнате свет из окна и от люстры. В аквариуме свет от ламп, который отражается от стенок, рыб, проходит минимум через три среды – воду, стекло (толщиной от 1 до нескольких сантиметров), и воздух. Все три среды с разными показателями преломления. В результате до датчиков камеры доходит такая мешанина параметров, что автоматика буквально сходит с ума – она просто не понимает, что происходит. Тут всплывает еще одна настройка – баланс белого. Она определяет правильную цветопередачу при текущем освещении. С этой настройкой сложнее всего при фотографировании аквариума. В идеале его выставлять нужно так – взять лист белой бумаги или нечто подобное, опустить в аквариум и отбаллансировать камеру по нему. Но кто ж будет так извращаться? Поэтому ББ приходится отдавать на откуп автоматике. Иногда она вполне неплохо справляется, а иногда очень сильно искажает цвета.

Итак, имеем проблему: недосвеченный снимок. Как правило, яркости аквариумного освещения все же не хватает. Что же делать? А чего мозги-то выносить – удлиняем выдержку и все делЫ! Ойййй… А что за фигня получилась? Что это за размазанное цветное пятно? Где моя рыбка?! А все просто. Рыбке нельзя приказать позировать. Она почти все время двигается. И при длинной выдержке, пока затвор камеры открыт, она продолжает движение. Отсюда – смаз. Пример. Допустим, рыба движется со скоростью 5 см/сек. Мы выставляем выдержку 1/10с. С помощью нехитрых расчетов выясним, что за это время рыбка проплывет целых 5 мм! А если мы выставим 1/500с, то за это время рыба проплывет всего лишь 0,1мм! Т, е, на момент открытия затвора будет фактически неподвижна! Вот и весь секрет. Получается, длинную выдержку ставить нельзя.

Ну ладно – откроем диафагму до предела. Ой, тоже что-то не то… Голова рыбы четкая, а вот остальное… Что же не так? Дело в том, что отверстие диафрагмы определяет такой параметр снимка, как глубина резкозти. Чем больше «дырка» - тем она меньше. Этим приемом пользуются фотографы, размывая фон за объектом. Опять осечка.

Хорошо, тогда задерем ИСО по полной! Если у вас камера уровня Canon 5D Mark 3 – тогда все в порядке, волноваться не стоит. Но у камер уровнем пониже далеко не весь диапазон ИСО рабочий. У моей, к примеру, можно нормально снимать только до 1600. Выше – появляются шумы на матрице. А при съемке такого сложного, с фотографической точки зрения, объекта, как аквариум, зерно будет такое, что страшно взглянуть.

А что же тогда делать? О! У нас же есть вспышка! Как мы могли забыть! Но и тут не без нюансов. Многие рыбы пугаются вспышки. А еще она дает очень некрасивые блики от задней стенки, и естественное освещение аквариума будет искажено начисто. Поэтому, если можно, без нее лучше обойтись. Другое дело, что приходится фотографировать рыб, чтобы показать их, например, врачу-ихтиопатологу, когда они заболевают. Тут не до красивостей, но некачественная фотография может сильно исказить картину. Как ни странно, при фотографировании рыб – это, пожалуй, единственный случай, когда встроенная вспышка показала лучший результат, чем внешняя. Я долго не мог понять, почему при использовании внешней вспышки получаются недосвеченные снимки. Потом сообразил – так как съемка идет с очень близкого расстояния, а вспышка расположена высоко над объективом, то получается, что пучок света от вспышки не попадает на рыбу, а проходит над ней.

Еще одна частая проблема – нерезкие снимки. Одна из главных причин – при съемке аквариума система автофокуса просто не понимает, на чем фокусироваться, ибо получает искаженные данные от датчиков. А искажены они потому, что свет, как я уже упоминал, проходит через три среды. И вдобавок, рыба не стоит на месте. Вроде камера сфокусировалась, мы жмем на пуск, и за секунду до этого рыба чуть сместилась. Все, расфокус готов. И вдобавок, руки у человека тоже не каменные, имеют свойство дожать. Вот вам еще одна причина, почему нельзя сильно удлинять выдержку – чтобы не было «шевеленки». Особенно это актуально для длиннофокусных объективов – телевиков. Ибо чем больше фокусное расстояние – тем заметнее шевеленка. Кстати, телевик при съемке может быть полезен – он позволяет снимать с большего расстояния, что актуально, если нужно сфотографировать пугливых, или напротив, чрезмерно любопытных рыб. Но и тут не без подводных камней. У телевиков, как правило, минимальное расстояние фокусировки достаточно велико, к примеру, у моего Canon EF75-300 оно составляет полтора метра. Это можно компенсировать макрокольцами, но тогда придется расплачиваться точностью фокусировки. Поэтому зачастую «простым» объективом можно взять гораздо более крупный план.

Так что, как видите, фотографирование рыбок – далеко не простое занятие.


  • Muz-Rock это нравится
Верный глаз, палец - молния, выстрел - смерть...

#2 OFFLINE   AlexZuzik

AlexZuzik

    Крутой цихлидник

  • Активист ФФ
  • PipPipPip
  • 530 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 01 March 2016 - 16:35

Отличная статья спасибо!
Но на моем D550 не получается снять. Нужна макро линза

#3 OFFLINE   Esta

Esta

    Модератор: королева цихлид и креветкария

  • Модераторы
  • 4163 сообщений
  • ГородСанкт-Петербург
  • Имя:Наталья

Отправлено 01 March 2016 - 16:37

У меня тоже есть свой секрет фотографирования Животных. Нужно делать как можно большее количество снимков. Из 100 штучек - хоть пара будет удачной :) 


  • Argenty это нравится
Господи, помоги стать таким человеком, каким считает меня моя собака.

#4 OFFLINE   Esta

Esta

    Модератор: королева цихлид и креветкария

  • Модераторы
  • 4163 сообщений
  • ГородСанкт-Петербург
  • Имя:Наталья

Отправлено 01 March 2016 - 16:38

Эх, все таки прийдется снять фотик с "автомата". 

Спасибо, Сергей ! 


Господи, помоги стать таким человеком, каким считает меня моя собака.

#5 OFFLINE   Foster

Foster

    Акваскейп, травник, цихлиды

  • Администраторы
  • 11771 сообщений
  • Имя:Олег

Отправлено 01 March 2016 - 16:39

В тему топика, видео: "Как фотографировать аквариумы - акваскейпы на конкурс IAPLC"

Думаю, пригодится многим.

:93:

photography-how-to.jpg

 

З.Ы. Спс автору, за актуальную тему.


  • Muz-Rock и soroka это нравится

Нет ничего ни плохого, ни хорошего в этом Мире. Есть только наше отношение к чему-либо.


#6 OFFLINE   garsik-13

garsik-13

    Постоянный пользователь

  • ФФанат
  • PipPipPip
  • 446 сообщений
  • ГородМосква
  • Имя:Марина

Отправлено 01 March 2016 - 17:02

Спасибо! Тема интересная и актуальная! Я пока, сколько ни пыталась, ни одной рыбы не смогла нормально снять :) . Как раз вчера пыталась этот номер проделать с гуппями.. ха-ха. Так что буду изучать!


Тетра 130 л, Креветочник

Чур ко мне на "ты".


#7 OFFLINE   Inkassator

Inkassator

    Экспериментатор

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 1301 сообщений
  • ГородСПб
  • Имя:Сергей

Отправлено 01 March 2016 - 17:13

Самое простое решение - камера с мощной "не шумящей" на высоких ИСО матрицей. Но такая стоит over 100 000 деревянных.


Верный глаз, палец - молния, выстрел - смерть...

#8 OFFLINE   AlexZuzik

AlexZuzik

    Крутой цихлидник

  • Активист ФФ
  • PipPipPip
  • 530 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 01 March 2016 - 18:23

Как фоткать банку целиком понятно было. А вот как в упор да поближе??!!! Я замучился и телефоном фоткал.

#9 OFFLINE   Inkassator

Inkassator

    Экспериментатор

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 1301 сообщений
  • ГородСПб
  • Имя:Сергей

Отправлено 01 March 2016 - 18:29

Выдержка где-то 1/100, диафрагма не более 8, ИСО 800, со вспышкой.


Верный глаз, палец - молния, выстрел - смерть...

#10 OFFLINE   AlexZuzik

AlexZuzik

    Крутой цихлидник

  • Активист ФФ
  • PipPipPip
  • 530 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 01 March 2016 - 18:30

Сейчас домой приеду попробую
в последний раз не мог поймать фокус, размыто все было.

#11 OFFLINE   Inkassator

Inkassator

    Экспериментатор

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 1301 сообщений
  • ГородСПб
  • Имя:Сергей

Отправлено 01 March 2016 - 19:27

Тут работают два фактора: движение рыбы и глюк системы автофокусировки, которая не понимает, чего от нее хотят.


Верный глаз, палец - молния, выстрел - смерть...

#12 OFFLINE   zorro33

zorro33

    Трава - это наркотик аквариумиста

  • ФФанат
  • PipPipPip
  • 1850 сообщений
  • ГородСимферополь
  • Имя:Владислав

Отправлено 01 March 2016 - 19:56

Позже отпишусь по теме. 



#13 OFFLINE   Argenty

Argenty

    Активист ФФ: автор статей, креветкарий

  • Модераторы
  • 2328 сообщений
  • ГородМогилёв на Днепре, Республика Беларусь
  • Имя:Александр

Отправлено 01 March 2016 - 21:46

Выдержка где-то 1/100, диафрагма не более 8, ИСО 800, со вспышкой.

Вспыша лишня точно. Очень многое зависит отобъектива и камеры.


Сообщение отредактировал Argenty: 01 March 2016 - 21:52


#14 OFFLINE   Inkassator

Inkassator

    Экспериментатор

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 1301 сообщений
  • ГородСПб
  • Имя:Сергей

Отправлено 01 March 2016 - 21:58

Без вспышки можно снимать на высоком ИСО. 3200 и выше. А оно далеко не на всех камерах без шумов работает. Поэтому вспышка. В противном случае - недосвет.


Верный глаз, палец - молния, выстрел - смерть...

#15 ONLINE   Таньчик

Таньчик

    Постоянный пользователь

  • ФФанат
  • PipPipPip
  • 617 сообщений
  • ГородЯлта

Отправлено 01 March 2016 - 23:52

ещё такой немаловажный момент надо хорошо почистить стёкла изнутри и протереть с наружи .даже если они и кажутся чистыми.

Напомнило фото в первом сообщении и мои мытарства,Билась я билась ,и всё не то ни сё выходило. А потом пришла подруга,она фотокореспондент нескольких изданий в Ялте, с очень дорогим фотоаппаратом на штативе(что тоже не маловажно) И сделала одно пристрелочное фото, посмотрела на него ,что то поправила и вторая фотка была уже итоговая.

Прикрепленные изображения

  • post-19171-1324073244_thumb.jpg


#16 OFFLINE   garsik-13

garsik-13

    Постоянный пользователь

  • ФФанат
  • PipPipPip
  • 446 сообщений
  • ГородМосква
  • Имя:Марина

Отправлено 02 March 2016 - 20:07

Пытаюсь вот применить полученные знания на практике! Что-то даже получается! (Вообще я чайник и всегда все снимала на авторежиме :) ) Еще раз спасибо за полезную информацию!

Прикрепленные изображения

  • DSCN1193.JPG
  • DSCN1214.JPG

Тетра 130 л, Креветочник

Чур ко мне на "ты".


#17 OFFLINE   Inkassator

Inkassator

    Экспериментатор

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 1301 сообщений
  • ГородСПб
  • Имя:Сергей

Отправлено 02 March 2016 - 23:58

На первой фотке недосвет.

Ампулярия шикарна. Хороший ракурс. Она действительно такого цвета, как на фото?


Верный глаз, палец - молния, выстрел - смерть...

#18 OFFLINE   garsik-13

garsik-13

    Постоянный пользователь

  • ФФанат
  • PipPipPip
  • 446 сообщений
  • ГородМосква
  • Имя:Марина

Отправлено 03 March 2016 - 08:20

Да! И почти такого же размера :) 


Тетра 130 л, Креветочник

Чур ко мне на "ты".


#19 OFFLINE   Argenty

Argenty

    Активист ФФ: автор статей, креветкарий

  • Модераторы
  • 2328 сообщений
  • ГородМогилёв на Днепре, Республика Беларусь
  • Имя:Александр

Отправлено 03 March 2016 - 16:46

Без вспышки можно снимать на высоком ИСО. 3200 и выше. А оно далеко не на всех камерах без шумов работает. Поэтому вспышка. В противном случае - недосвет.

Более 800 исо не выкручиваю, фотографирую без вспышки всегда, иначе можно получить большое количество бликов, что в свою очередь искажает картинку. Очень многое индивидуально. Вспышки тоже разные, и работают они по разному.



#20 OFFLINE   zorro33

zorro33

    Трава - это наркотик аквариумиста

  • ФФанат
  • PipPipPip
  • 1850 сообщений
  • ГородСимферополь
  • Имя:Владислав

Отправлено 03 March 2016 - 18:24

Вкратце. Идеально снимать камерой с полным кадром, не только аквариумы, но и всё остальное. При высоких исо фулфреймы не дают столько шумов и артефактов, как кропнутые матрицы. светить в лоб аквариуму бесполезно вспышками и лампами. Можно использовать боковые подсветки, но обычно проще открыть крышку если такая имеется и светить сверху более мощным светом. Обычно мощный свет это вспышка накамерная. Последнее время эти вспышки и фотоаппараты работаю синхронно через радио каналы уже встроенные в них передатчики. У которых нет, можно прикупить такие радиосинхронизаторы китайского чуда техники(они дешевле). Нужно подобрать мощность света и режимы фотосъёмки сделав несколько кадров с разной мощностью, или разной экспозиции снимка. Рыбы шустрые живые объекты, по этому обычно у любителей получаются смазанными. За смаз отвечает выдержка, она должна быть ниминум 1\125 с. для любых движущихся объектов, так же дрожание рук влияет на чёткость съёмки. Чем выше выдержка, тем чётче кадр и то что в кадре. Так же все  профи снимают на штативе, даже при ярком свете , потому что при детальном рассмотрении взяв 2 кадра со штативом и без, который со штативом будет резче, обычно мы этого не видим, но для дорогих заказов, где нужно высота качества это закон.

Если вы снимаете в движении, или при плохой освещённости, можно поставить режим многократной экспозиции 2-3-5 кадров в секунду. Математически подсчитано что из 10 кадров примерно 2-3 будут точно резкими, или почти удавшимися, это благодаря быстрой работе затвора камеры, при которой ваше дрожание рук совпадают иногда с пиком покоя при открытом затворе. Так же при съёмке одной вспышкой получаются плоские снимки от направленного одного луча света. Лучше использовать пару, или несколько вспышек расставленными в разных сторон, под разными углами, при расстановке не должен свет падать на стёкла аквариума, будут блики, а это испорченный кадр. Ситуации бывают разные и возможности и фототехника, по этому если будут какие вопросы постараюсь ответить на них.





Similar Topics Collapse

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Наличие активной ссылки при использовании материалов форума и сайта FanFishka.ru - обязательна.
Размещение рекламы на форуме и сайте - отдел рекламы.
Для связи: fanfishka@yandex.ru