Перейти к содержанию
Фспышка

Метиннисы: содержание, фото-видео обзор

Рекомендуемые сообщения

Метиннисы - серебряный доллар, евро, рубль =)

6.jpg

Давно мечтал о покупке какого-нибудь метинниса или милеуса, но долго не мог решиться на этот шаг. Причин тому было две. Во-первых, эти харацинки требуют для содержания довольно значительных объемов воды, а во-вторых, за ними прочно закрепилась слава ярых вегетарианцев, безжалостно уничтожающих водную растительность. Я же очень дорожу своими подводными садами и не хотел бы отдавать их на растерзание каким бы то ни было рыбам, пусть и столь привлекательным. Впрочем, как впоследствии показал мой опыт, растительноядная свирепость мстиннисов сильно преувеличена. Но об этом чуть ниже...
Ситуация кардинально изменилась после того, как у меня на пару с моим другом и единомышленником известным нижегородским аквариумистом Владимиром Ершовым появилась совместная аквариальная. Водных ресурсов стало достаточно, чтобы не только значительно расширить видовой ассортимент харациновых, но и поселить в свободные емкости редких сомов, барбусов, цихловых и рыб других видов.

Тем не менее появление в наших водах метиннисов произошло, можно сказать, совершенно случайно. Летом 2004 года на нижегородской «Птичке» к нам подошел незнакомец с трехлитровой банкой в руках. В этом походном «аквариуме» теснились две пары метиннисов сантиметров по 10-12 каждый. В обмен на свое сокровище аквариумист просил некоторое количество имеющейся у нас хара-цинки. Что ж, нас такой вариант вполне устраивал, и мы пошли на предложенный «гешефт», о чем в дальнейшем, надо сказать, ни капли не пожалели, поскольку и содержание, и, особенно, разведение этих рыб оказались интересны.

1.jpg

Как выяснилось чуть позже, нашими новыми подопечными были Metynnis hypsauchen (Mueller & Troschel, 1844) - один из наиболее популярных видов этого небольшого необычного рода, объединяющего высокотелых, сильно уплощенных с боков обитателей быстротекущих рек и ручьев бассейна Амазонки и Парагвая.
Принесенных с рынка рыб я посадил в 300-литровую банку. Ее коренными обитателями были взрослые конго (Phenacogrammus interruptus) и боливийские бабочки (Microgeophagus altispinosa). За их безопасность мы не волновались, а вот благополучие сидевших в этой же банке эхинодорусов, кринумов и нимфей, с учетом всего, что нам довелось услышать и прочесть о пищевых пристрастиях метиннисов, вызывало большие сомнения.

Однако деваться было некуда, и мы решили пойти на некоторый риск. Метиннисы довольно быстро адаптировались к новым условиям и вскоре с видом равноправных хозяев величественно дефилировали взад-вперед в средних слоях воды. Присутствие остальных рыб их ничуть не беспокоило, чего нельзя сказать о людях. Стоило мне или Владимиру приблизиться к емкости, новоселы резко уходили в дальний угол и прижимались ко дну, беспомощно тыркаясь головами в боковое стекло.

7.jpg

Чтобы не подвергать рыб излишнему стрессу, мы решили на время создать в аквариуме полумрак: наполовину прикрыли переднее стекло светонепроницаемым материалом и одновременно снизили яркость аквариумного светильника, оставив в нем одну единственную лампу накаливания мощностью 40 Вт. Эти меры помогли: рыбы приобрели более яркую окраску и стали вести себя гораздо спокойнее.

Самым удивительным на этом этапе было для нас то, что от метиннисов не пострадал ни один куст. Рыбы к ним даже не прикоснулись. Не была повреждена даже нежная листва деток, развивающихся на стрелках эхинодорусов. Вот тебе и растительноядные!

Конечно, наш непродолжительный опыт содержания нескольких метиннисов не дает полного основания ставить под сомнение мнение известнейших авторов, более плотно работавших с этими рыбами, однако факт остается фактом: с момента появления в наших аквариумах и вплоть до настоящего времени метиннисы
Шрейтмюллера не покусились ни на один куст крупнолистных растений. А вот про их отношение к мелколистной флоре сказать ничего не могу - у нас в аквариумах она отсутствует. Возможно, длинностебелка и пришлась бы метиннисам по вкусу, но, как говорится, на пет и суда нет. Так что рыбы довольствовались мотылем, трубочником, коретрой и импортными хлопьевидными кормами, которые они охотно брали как в средних слоях, так. и вблизи Дна.

2.jpg

Теперь немного подробнее о самих метиннисах.
Будучи достаточно крупными гидробионтами, эти харациновые не могли не попасться па глаза первым исследователям Амазонии. 

Великий российский натуралист Н.Ф.Золотницкий в своем фундаментальном труде «Аквариум любителя» в 1914 году так описывал места распространения метиннисов: «...обитают близ Манауса в р.Амазонке, откуда во время половодья заплывают на затопленные поля и возвращаются оттуда с последними убывающими водами, отложив там нередко свою икру».

В настоящее время исследованный ареал метиннисов, помимо собственно Амазонки и ее притоков, включает бассейны рек Ориноко, Парагвай, а также некоторые другие водотоки Южной Америки.
Для метиннисов характерно практически идеально округлое, словно очерченное циркулем, сильно уплощенное с боков тело, делающее их похожим на монету. Не случайно в числе обывательских названий рыб часто встречаются тс, что так или иначе привязаны к национальной валюте: рыба-доллар, рыба-талер и пр. Не остались в стороне от этой традиции и россияне: во времена Золотницкого и Гиппиуса M.hypsauchen называли рыбой-рублем.

Чешуя у метиннисов мелкая, пластинки очень плотно прилегают друг к другу. Визуально они воспринимаются как единое целое. Тело же отличается сильным металлическим отливом. Отсюда еще одно обиходное название - рыба-зеркало.

Предельная для вида длина тела составляет 15 см. Плавники мощные, хорошо развитые. Спинной -розоватого цвета, украшен несколькими темными штрихами. Того же оттенка и хвост с широкими изогнутыми лопастями. Анальный плавник самцов морковного цвета, с вытянутой передней частью. У самок он более округлый, с почти прямым внешним краем. Нижняя часть жаберных крышек и брюшко под ними красноватые, их цветовая насыщенность заметно усиливается при возбуждении и в нерестовый период. Глаза крупные, с черным зрачком и желтой радужкой. Все это вкупе делает рыб очень эффектными.

Отдельного описания заслуживает характерный для харациновых жировой плавник. Если у подавляющего большинства представителей семейства этот орган маленький и практически не заметный, то у метиннисов он более чем значителен: сильно утолщен у хребта и занимает почти все пространство спины от окончания спинного плавника до хвостового стебля.

По своему характеру метиннисы - рыбы миролюбивые. Они абсолютно не обращают внимания на проживающих совместно с ними соседей. Мелких обитателей аквариума не трогают, а крупных - не пугаются. В нашем водоеме рыбы успешно сосуществовали как с мелкой харацин-кой, так и с некоторыми цихловыми (в частности, с винноплавничными цихлазомами) и крупными сомами (агамиксами, птеригоплихтами и т.д.).

5.jpg

Условия содержания для метиннисов очень просты. Необходима отстоянная водопроводная вода с dGH 10-12° и рН 6,8-7,0, Т=23-27°С, по возможности обновляемая один раз в неделю на 20%. Такие подмены метиннисам очень нравятся: они оживляются, самцы начинают плавать за самками, методично повторяя движения последних. Порой такое «синхронное плавание» заканчиваются бурным гоном с выметыванием икры прямо в общем аквариуме. Естественно, результатов получения молоди в таких условиях ждать не приходится, так как икринки моментально уничтожаются соседями по емкости. Ведь для всей рыбьей братии икра -это особое лакомство.

Да и вода в общих аквариумах жестковата для репродукции этих рыб. Примерно через 6-7 месяцев наши метиннисы заметно подросли, а у самок появилась припухлость в области брюшка, что свидетельствовало об их готовности к нересту. Более частыми и настойчивыми стали и брачные ухаживания самцов. Значит, настала пора заняться разведением.

Скупые сведения в литературных источниках не давали прямого ответа на вопрос, какие именно условия необходимы для успешного нереста метиннисов. Информация ограничивалась лишь советами общего характера: объем нерестилища, рекомендуемая жесткость. Кстати, последняя приводилась в очень широких пределах: от 4 до 15 немецких градусов. Это могло свидетельствовать как о том, что рыбы очень неприхотливы, так и о том, что серьезно вопросом их разведения никто не занимался.

Пролистав подшивку журнала «Рыбоводство и рыболовство», я нашел статью известного московского аквариумиста В.Маранчака, который в семидесятых годах прошлого века занимался разведением этой рыбы. Правда, автор признавался: большого выхода мальков у него не получалось. А ведь согласно литературным источникам, плодовитость метиннисов составляет 1000-2000 икринок.

В своих опытах В.Маранчак использовал для нереста московскую водопроводную воду. Позволю себе процитировать часть его наблюдений: «Аквариум был залит свежей водопроводной водой. Через 3 дня, когда температура достигла 24°С, я поместил в него пару рыб. Спустя сутки температура была повышена до 28°, и рыбы приобрели очень яркую окраску. Жаберные крышки самца горели красновато-золотистым цветом, поперек туловища его, ближе к голове появились два почти круглых черных пятна величиной с горошину...

Самец непрерывно преследовал самку в течение двух суток, за исключением ночи, когда аквариум не освещался. К исходу вторых суток начался нерест... Самка и самец подплывали к амбулии и там нерестились. Икрометание шло с перерывами, но самец не прекращал гонять самку. Перерывы порой достигали 30 минут, иногда же следовало 3-4 икрометания, причем после каждого цикла на дно падало до 40 икринок. На растениях она не задерживалась, так как икра не клейкая».

3.jpg


Я подробно процитировал описание нерестового сценария, потому что наши «рублики» в первый раз отметали икру днем, когда и Ершов, и я были на работе, так что привести собственные наблюдения не могу.
Для нереста наших метиннисов был использован оргстеклянный аквариум длиной 130 см и объемом 170 л. В емкость была налита водопроводная вода, прошедшая через систему обратного осмоса «Аквамедикс» и имеющая в результате dGH 0,3-0,4°. В 150 л этой воды я добавил 20 литров «старой» аквариумной.

Через трое суток отстаивания и интенсивной аэрации смесь имела dGH 1,4° и рН 6,3. Нерестовик оснастили автоматическим терморегулятором и распылителем воздуха, на дно уложили предохранительную сетку, над которой разместили кустик таиландского папоротника. Для того чтобы рыбам было уютнее, установили в аквариуме два больших гранитных камня и массивную ольховую корягу, а переднее стекло полностью закрыли куском картона, избавляющим производителей от лишнего беспокойства. Единственным источником света служила закрепленная над покровным стеклом 40-ваттная лампа накаливания. Температура воды поддерживалась на уровне 27°С.

Через трое суток после посадки в эту емкость пары производителей мы обнаружили под сеткой значительное количество икры. К сожалению, примерно 4/5 от общего количества икринок оказались погибшими, уже покрытыми сапролегнией. Оставшиеся имели светло-янтарную окраску и диаметр около 1,5 мм.

Ввиду незначительного количества здоровой икры, мы решили не проводить рискованных экспериментов с ее переносом в другую банку, оставив все как есть. Примерно на 8 день выклюнулись личинки. Они были темными, очень мелкими и слабыми. Часть из них оказалась лишенными перспектив дергунками, а часть поднялась к поверхности воды и там повисла. Но и этих «счастливчиков» ждала печальная участь: все без исключения погибли в течение 3 дней.

Проанализировав причины неудачи, мы пришли к выводу, что производители еще очень молоды и их необходимо более тщательно готовить к нересту. Среди предпринятых мер были усиленное кормление и раздельное содержание самцов и самок. Кроме этого нежизнеспособность потомства могла быть вызвана слишком мягкой водой, используемой нами при первом нересте.

4.png

Последующие попытки разведения подтвердили правильность наших выводов. Хорошие результаты от этой же пары были достигнуты при общей жесткости воды в 5°dGH. Личинка расплывается на 8 сутки и сразу же переходит на питание науплиусами артемии. Растет малек быстро, но неравномерно (даже при обилии корма). Если любитель ставит целью получить от метиннисов как можно больше приплода, то необходимо, начиная со второго месяца, рассортировывать мальков по размерам.

В заключение хочется сказать, что в настоящее время крупные динамичные метиннисы, а также близкие к ним милеусы и колоссомы находят все больше своих почитателей. Этих рыб все чаще можно встретить не только в частных коллекциях любителей редкостных тропических экзотов, но и в больших выставочных и офисных аквариумах. Этому способствует не только их неприхотливость в содержании и великолепный внешний вид, но и занятное поведение, выделяющее их из общего ряда харацинок.
Журнал Аквариум 2006 №6 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×