Перейти к содержанию
Фспышка

Савбва: содержание, фото-видео обзор

Рекомендуемые сообщения

1.jpg

Я всегда завидовал любителям, которые много лет занимаются двумя-тремя видами излюбленных аквариумных рыбешек, находя удовольствие в совершенствовании содержания, разведения и воспитания их молоди. Постоянство предполагает надежность, а это качество жизни в наше неупорядоченное время кажется очень привлекательным, особенно в пожилом возрасте. Однако освоив один, порой весьма трудный для содержания в неволе вид, довольно быстро ловил себя на мечтах о новых, еще не виданных рыбках. Так получилось и в этот раз, когда удовлетворение от успеха с редкостным однополосым пецилобриконом
(Poecilobrycon unifasciatus) быстро сменилось новым увлечением.

Sawbwa resplendens давно вызывала у меня подспудный интерес, но крайне скудная информация о ее нраве и особенностях содержания не способствовала попыткам ее приобретения. Останавливали еще два соображения: высокая цена в прайс-листах зарубежных (германских) фирм и то, что мое знакомство с этой рыбкой ограничивалось только рассматриванием фотографий, а фото аквариумных рыб, как известно, стараются делать в период их наилучшей окрашенности (нерест, драка с соперниками и т.д.). В моей памяти было еще живо воспоминание об одном чувствительном промахе, когда мы, воодушевленные представленной на фотографии красотой Hypseleotris compressa (редкий австралийский бычок), заказали в Германии посылку с этой очень дорогой рыбкой. Разочарованию не было предела. Как ехидно выразился тогда один из наших сотрудников, она оказалась "приятного серого цвета", в то время как на фото самец сиял всеми цветами радуги. На деле же этот бычок только в редкие минуты хорошего настроения слегка наливался краской.


И вот наконец летом 2000 года савбва вдруг появилась на Птичьем рынке. Продавались только самцы, и их окраска, к счастью, оказалась достаточно близкой к известным фотоизображениям. Стало ясно, что рыбка вполне достойна внимания. Я не располагаю достоверной информацией о
более ранних или поздних поступлениях савбвы в Москву. Нам же удалось получить небольшую партию только в конце марта 2001 года.

2.jpg

Савбва Sawbwa resplendens, Annandale 1918, - рыбка некрупная - до 4 сантиметров. В Европу была впервые завезена в 1962 году, но по каким-то причинам распространения не получила. Родина савбвы -Мьянма (Бирма), где она водится в озере Инле и окрестных болотах, то есть в стоячих водах. Ее неудобопроизносимое по-русски имя, по всей видимости, происходит от туземного названия. Необычным в анатомии савбвы является то, что ее тело полностью лишено чешуи. Формой тела и особенно головы савбва близка к расборам. По систематике она как раз и относится к карповым. Тело с боков несколько уплощено, особенно это заметно у самцов. В окраске самцы настолько отличаются от самок, что по незнанию их можно принять за разные виды. Точно описать словесно окраску самца сложно. Мне представляется, что это мутновато-серовато-голубой цвет, да к тому же еще и с блеском. Тело непрозрачно. Брюшная полость, часто имеющая у многих рыб серебристую окраску и как бы покрытая изнутри своеобразной амальгамой, у самца савбвы никак не выделяется и имеет тот же приглушенный тон. Окраска спины и живота так же однообразна. На этом фоне контрастно выглядят красные голова и крайние трети лопастей хвостового плавника. Краснота у разных экземпляров может быть ярче или слабее, зависит она и от состояния рыбки. Спинной, анальный и брюшные плавники имеют на лучах темно-серые штрихи. Грудные плавники прозрачно-бесцветные, как и неокрашенная часть хвостового плавника.

Радужка глаза - светлая. У самца линия живота почти прямая, отчего он выглядит несколько горбатым. Самка савбвы прозрачная, слегка сероватая, слабого зеленоватого оттенка. Можно сказать, что она "никакая" (да простит мне читатель этот вульгаризм!). Увеличенная за счет икры брюшная полость полностью "амальгамирована", и на просвет можно увидеть только узкую верхнюю часть плавательного пузыря. Вокруг анального отверстия четко заметно небольшое черное пятно, похожее на те, какие имеют самки живородящих рыб, но отличающееся от них малым размером, а также тем, что оно по своей сути - окраска. Кстати, это пятно возникает на раннем периоде развития (в месячном возрасте) у всех мальков, когда самцы еще не окрасились, и из-за этого любителю представляется, что у него в выводке получились одни самки. Выход семенников взрослой самки заканчивается хорошо заметным коротким остроконечным яйцекладом. Первый луч спинного плавника имеет слабую серую окраску, а концы лопастей хвостового - беловатые. Остальные плавники прозрачны и не окрашены.
Когда в мое распоряжение попали эти рыбки, я практически пребывал в полном неведении относительно их нерестового поведения. Из краткой справки в Aquarien Atlas (Mergus, том 2, стр. 424) и Атласе аквариумных рыб (В.Каль, Б.Каль, Д.Фогт, изд. Аквариум, 2000 г.) понятно было только одно: рыбки нуждаются в жесткой (dGH 10-25°) воде, а в мягкой даже заболевают.
Это оказалось для меня некоторой неожиданностью применительно к выходцам из юго-восточной Азии, где воды отличаются не меньшей мягкостью, чем потоки бассейна Амазонки.

3.jpg

Новоселы в количестве 10 самок и 7 самцов были помещены в ведерный карантинный аквариум. Такое соотношение образовалось случайно. Не было никакого особого замысла, а получилось, что стайка такой численности в дальнейшем прекрасно демонстрировала особенности своего поведения. К моему приятному удивлению, уже на третий день с утра самцы стали активно преследовать самок. Все говорило о том, что начались брачные игры. Собственно икры я так и не увидел (как позже выяснилось - не там искал), но это меня нисколько не огорчило. На дне не было сепараторной решетки, и я подумал, что свою икру рыбки вполне могли просто съесть. Главным для меня было их поведение, явно указывавшее на готовность рыб к размножению.

Предполагая применить привычную стандартную схему подготовки и проведения нереста мелких аквариумных рыб, я срочно разделил самцов и самок. Через неделю двух самок, имевших полноватые брюшки, и самого крупного самца я поместил в 15-литровый аквариум с решеткой на дне и некоторым количеством различных растений. Воду составил из равных частей аквариумной (dGH 8°), водопроводной кипяченой (dGH 20°) и деминерализованной (dGH 0,2°). Остальные рыбы продолжали сидеть раздельно. Уже через три дня мне стало казаться, что производители были отобраны неудачно, так как рыбки в нерестовике вели себя довольно-таки спокойно, хотя и двигались по аквариуму. Не было активного ухаживания, нерестового гона, взаимных толчков, преследований и т.д., то есть всего того, что обычно любитель видит в благоприятной ситуации. Под решеткой вечером я не находил икринок.
Теряясь в догадках, я снова соединил всех рыбок в 30-литровом аквариуме, подготовив его как нерестовик. Теперь утром оживление в стае было явным. Самцы порывисто и энергично плавали, отталкивали друг друга, стараясь занять положение около самок. Самки тоже передвигались как бы рывками, всякий раз замирая и через мгновение снова продолжая движение. Я наблюдал за поведением рыбок, насколько мне позволило свободное время, но самого акта икрометания так и не заметил. На другой день все повторилось. Новым сюрпризом для меня явилось то, что когда по прошествии недели я освобождал первый нерестовик от воды и растений и для проверки остатки воды вылил в белую суповую тарелку, то, к своему великому удивлению, увидел там нескольких плавающих тонких длинных мальков. Однако ясности это не добавило.

Ситуация стала проясняться, когда под самой поверхностью на нижней стороне листа иволпетной гигрофилы (если не ошибаюсь, Hygrophila spec, longirolia), которую я использовал в нерес-товике в качестве субстрата, неожиданно заметил крупную стеклянно-прозрачную икринку. Оказалось, что икра есть и на других листьях и стеблях, но посажена везде редко и по одной. Часть ее была мутно-белой, неон л одо творенной. В живых икринках просматривалось центральное, тоже прозрачное ядро. В тот же вечер я. приподняв решетку, насколько удалось собрал со дна осевший сор, среди которого надеялся найти личинок. Однако обнаружилось только еще несколько икринок, как живых, так и погибших. Стало ясно, что, во-первых, рыбки свою икру не едят и, второе, что время пребывания икринки в воде до выклева личинки превышает сутки. Пойманные икринки я поместил в легкий стаканчик и пустил его плавать в тот же аквариум, где сидела вся нерестящаяся стая, чтобы наблюдать за развитием зародышей.
Теперь я знал, где рыбки размещают свою икру, и по утрам стал более внимательно наблюдать за их нерестовым поведением.
Непонятной оставалась продолжавшаяея задержка с выклевом личинок в стаканчике. На четвертый день в икринках все еще находились зародыши, но уже с глазами (это в икринке!). И только на пятый день на свет появились личинки и разместились на стенках и просто на дне. Еще сутки - и личинки поплыли. Так раскрылась последняя "тайна" савбвы, хотя еще один малоприятный для меня сюрприз был пока в запасе.

4.jpg

Личинки, перешедшие "на плав", выглядели крайне субтильно. По времени года я не имел возможности предложить им прудовую "пыль", но в моем распоряжении была инфузория-туфелька, выращиваемая на коровьем молоке и банановых корках, и она, к счастью, вполне подошла. Кишечный тракт личинки савбвы вытянут вдоль живота и наевшаяся личинка демонстрирует не привычный "шарик", а беловатую ниточку, что поначалу тоже было странно видеть.


Через три дня кормления я попытался дать личинкам на-уплиусов артемии, но моя надежда, что раз савбва -"карп", то ее личинка должна принимать в качестве стартового корма науилиусов артемии, не оправдалась. Хуже того, когда личинки переступили ту малозаметную грань и их можно было с некоторой натяжкой называть мальками, они продолжали отказываться от артемии. Было хорошо видно, как проголодавшиеся за ночь мальки схватывают, но тут же выплевывают науплиусов артемии. В чем тут причина, мне пока непонятно. Может, глотка узковата? Вместе с тем, науплиусы циклопа и дафнии принимаются вполне охотно, хотя мальку ловить их значительно труднее. Мальки харациновых способны проглотить артемию на второй-третий день, а по своим размерам они даже меньше савбвы, новорожденная личинка которой достигает четырех миллиметров. Порошки сухих кормов, видимо, им вообще не подходят. Только значительно позднее, когда малькам исполнилось три недели, мое настойчивое предложение артемии достигло результата: я заметил в животиках красноватую "ниточку" проглоченных науилиусов. В дальнейшем они поедали артемию с возрастающим энтузиазмом. В целом как по внешнему виду, так и по своему кормовому поведению мальки савбвы неприятно напоминают южноамериканских рубиновых афиохараксов (Aphiocharax rathbuni). Кто их выращивал, тот меня поймет.
Относительно времени нахождения плода в икринке могу сообщить одну странную особенность. Когда готовилась статья, я стряс с веток несколько икринок, чтобы передать их фотографу для серии снимков последовательного развития эмбрионов, поместил их в баночку и поехал из Мытищ в Москву по своим делам. Икринки были суточного возраста, в чем я был совершенно уверен. Они путешествовали со мной около пяти часов, а затем еще и фотограф к вечеру их вез домой около часа. Часть икры погибла, а из остальной утром четвертого дня вылупились недоразвитые личинки. Налицо был своеобразный "выкидыш". Примечательно то, что это не сказалось на их жизнеспособности: в дальнейшем личинки поплыли и начали питаться. Что же произошло? Я предполагаю, что в дороге икринки катались по дну, как-то повреждая (протирая) свою оболочку. В результате прочность ее была нарушена и незначительных усилий при движении формирующегося эмбриона оказалось достаточно для ее разрушения.
Самым интересным в поведении этих рыбок в аквариуме, пожалуй, следует считать их брачные игры. Приятно еще и то, что каждый, кто держит савбву у себя, вдоволь может насмотреться на это интересное действо, так как нерестятся рыбки каждое утро.
Сразу после восхода солнца у рыбок начинает нарастать оживление. Вид самца несколько меняется: алой становится сравнительно тусклая вечерняя окраска его рыльца, алые лопасти хвостового плавника тоже приобретают более яркую окраску, становится отчетливее голубизна тела, заметнее выделяются серые штрихи на остальных плавниках (окрашены только их лучи). Окраска самки остается без изменений.
Самцы рыщут по аквариуму в поисках готовой к спариванию самки. Когда самка начинает как бы ступеньками подниматься к поверхности, самец располагается под ней снизу под углом, стараясь касаться носом нижней челюсти самки, и повторяет каждое ее перемещение вверх и в стороны. Кажется, что самка выбирает удобное для прикрепления икринки место. На мой взгляд, эти как будто бы нерешительные действия самки связаны не только с выбором подходящего места.
Так как за один акт (раз) выметывается (это слово вроде бы сюда и не совсем подходит) только одна икринка, то и к яйцекладу икринки пододвигаются по одной, занимая свою исходную позицию.
Когда самка чувствует эту готовность, она делает заключительное быстрое движение, приклеивая икринку куда придется, чаще всего на лист или стебель растения (сверху, сбоку, но чаще все же снизу, для чего переворачивается вверх животом, как всем известная клиновидная расбора - Rasbora heteromorpha). Однако, я также находил икринки, отложенные на крышку фильтра, на термометр и на воздушный шланг. Цвет субстрата, кажется, не имеет для самки значения: крышка упомянутого фильтра у меня чисто белого цвета, то есть такого, который обычно не вызывает доверия у многих рыб. Приклеивание проходит не всегда удачно, иногда икринка срывается и медленно опускается на дно. На дальнейшем развитии такой икры это не сказывается, а рыбы ее не трогают.
Почти вся икра располагается на растениях под поверхностью. Объяснить это сложно. Единственное мое соображение состоит в том, что ожидающий икринку самец, располагаясь строго под самкой, почти вплотную, и повторяя каждое ее движение, чтобы не опоздать с оплодотворением появившейся икринки, как бы все время подталкивает ее вверх. Если по достижении поверхности икрометания не произошло, самка энергичным движением уходит ко дну и все повторяется.
Время от времени к одной самке пристраиваются сразу два, а то и три самца. Тут же происходит короткая схватка. Если самка как раз в это время приклеила икринку, то она остается неоплодотворенной. Раза два я видел подобные последствия соперничества самцов.

5.jpg

За один день при таком порядке размножения, когда вся стая день ото дня сидит вместе, икры выметывается не очень много. Не все самки участвуют в нересте ежедневно, и к тому же особи даже с полным брюшком мечут понемногу. Ежедневное икрометание длится обычно 2-4 часа, и к полудню стая успокаивается.
По моим очень грубым подсчетам получилось, что одна самка в конечном итоге в течение месяца производит при таком способе воспроизводства до двадцати жизнеспособных мальков. Молодь савбвы ничем не болеет, врожденные уродства не замечены. Мальки стойко переносят и повьипение ядовитых нитритов аж до 0,3-0,4 мг/л (держать их все время в таком растворе отравы все же не следует).
Московский любитель А.Коноплев, которому удалось размножение савбвы уже осенью 2000 года, пребывая в той же неопределенности относительно нерестового поведения этой рыбки, как и я, применил так называемое "залповое" икрометание, когда пары соединяются в нерестовиках после временного раздельного содержания. Вода использовалась "неоновая", то есть очень мягкая. И. судя по конечным результатам, этот опыт тоже прошел успешно.
В обоих способах есть свои очевидные недостатки и преимущества.
При совместном содержании производителей и ежедневном икрометании любитель каждые пять дней забирает нерестовьш субстрат и помещает в отдельный аквариум, заменяя его новым. Это может продолжаться сколь угодно долго.
Сложность такого способа в том, что с каждой новой порцией икры в стайке появляются новорожденные, которым требуется мельчайший стартовый корм, - и так все время!
При залповом икрометании все мальки получаются одного возраста и выкармливание упрощается. Однако в "залпе", к сожалению, может оказаться всего 15-20 икринок и дальнейшее разведение потребует новых нерестовых и выростных емкостей, а объединение мальков разных пометов снова усложнит кормление.
Так что, уважаемый читатель, выбирайте сами удобный для вас вариант.
На третьем месяце жизни у мальков начинаются изменения в окраске. Тельце самцов начинает терять прозрачность, постепенно исчезает пятно около анального плавника. Появляется розоватая окраска на голове и лопастях хвостового плавника. Животы рыбок постоянно огорчают любителя своей худобой и подтянутостью. У других рыб такой вид говорит о кишечном недомогании. У савбвы же линия живота несколько выравнивается только после обильного кормления, да и то ненадолго.
По-моему, мальки савбвы едят понемногу, но все время - в этом тоже определенная сложность их выкармливания. Зато уже на четвертом месяце подростки начинают свои утренние брачные игры и икрометание в общем аквариуме.
Надо бы еще предупредить любителей, собирающихся заняться разведением этих рыбок, об их определенно выраженной пугливости в нересто-вике. Если поутру вы будете нетерпеливо к ним заглядывать, то этим сильно им помешаете. Игры тут же прекращаются, и рыбки прячутся куда-нибудь в угол. Даже если просто ходить мимо их аквариума - реакция та же. Так что занавешивайте заранее переднее стекло темной бумагой, а свое любопытство удовлетворяйте, подглядывая в оставленную щель. Вместе с тем, как это ни странно, поимка савбв не составляет труда: они как-то быстро смиряются с сачком и поддаются после небольшого преследования. Манипуляции любителя шокируют их недолго.
Завершая рассказ об этой во многом необычной рыбке, хочу сказать, что к ее привлекательной наружности добавляется поистине удивительная выносливость и крепкое здоровье, и это при исключительно широком интервале приемлемого для нереста состава воды: от мягкой дождевой до жесткой мытищинской водопроводной (dGH 16-24°). Рекомендованный температурный диапазон содержания и разведения - 20-25°С. Подъем температуры до 30-31°С тоже не наносит им видимого вреда (жаркий июль 2001 года мои савбвы пережили без потерь). Для нерестовика подойдет верхнее неяркое освещение. У меня рыбки во время кормления получали живых и мороженых дафнию и циклопа. Подростки и взрослые рыбы так же охотно принимают коретру, трубочник, артемию и значительно хуже - мотыля. По моим наблюдениям, савбва не берет корм с поверхности.
В целом мой период наблюдения за савбвой еще очень мал - всего полгода. Дальнейшая практика содержания этой достойной рыбки в аквариумах несомненно подарит любителям и другие интересные подробности.
Журнал Аквариум 2001 №5

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×