Камни для аквариума: установка и оформление
Какие камни используются в аквариумистике?
Ответ - любые. Но поскольку статья заточена на травославную аквариумистику, обращу внимание новичков на то, что камни для травника не должны шипеть. Проверяется это просто - капнули на камень столовым уксусом, а лучше препаратом из серии pH/kH минус и смотрите, если камень зашипел - плохо. Нет - хорошо.
Редко можно встретить абсолютно не шипящий камень. Но тем не менее, важно чтобы не было уж очень сильного шипения. Дело в том, что кальциевые включения поднимают жесткость воды. А как известно хорошие травники желательно содержать в мягкой слабокислой среде с pH/kH ниже 7, gH 3-6. В этом случае, растения наилучшим образом будут усваивать макро и микро элементы. Подробнее об этом тут.
Мрамор, известняк, ракушечник, камень кения и прочее булыжники содержащие обильные кальциевые образования - не подходят для травника. Их место в африканских цихлидниках.
Далее обращу ваше внимание на индивидуальные свойства каменей. Есть легкие камни, а есть тяжелые. Есть плотные камни, а есть те, которые запросто крошатся.
В последних своих работах, я использую камень под коммерческим названием "Серая гора" (Grey Mountain), также его часто называют Карпатский камень. Так вот, не смотря на всю его красоту, он тяжелый и очень плотный. Это накладывает определенные трудности при построении композиции на втором, третьем... Х-ярусе.
В противовес "Серой горе" можно поставить лавовые камни - легкие, пористые, крошатся, как хочешь. Или, например, попсовый камень "Дракон" тоже весьма хорошо крошится, и в разы легче, чем "Серая гора".
Понимание этих простых нюансов может серьезно помочь вам в работе над задуманной композицией. Акваскейп - это Лего для взрослых, поэтому важно количество и качество деталек. Важно чтобы детальки отвечали задумке - поставленной задаче.
Где купить камни для аквариума?
В настоящее время рынок зоонидустрии предлагает нам - аквариумистам большую палитру камней для аквариума. Их можно купить в местном магазине, а можно заказать в интернете. Обращу ваше внимание на широкую палитру камней под брендом Gloxy. Вот несколько композиций с их участием.
В тоже время, камни можно находить самостоятельно: в лесах, горах, на старых вулканах или у скалистого берега моря.
Для тех у кого нет возможности ходить по лесам и полям + труба с бюджетом, можно посоветовать сходить в строительный супермаркет и взять "Камни для бани" (20кг. 300-400р.) - диабаз габрро. Собственно давным давно я с него начинал. Вот моя вторая, более менее композиция на диабазе. Весьма симпатично получилось, тем более, если учесть, что то были времена лихого и придурковатого новичка.
Подготовка камней к установке в аквариум
Итак, груду камней мы купили, привезли домой, проверили их на уксус, что дальше? А дальше нужно их просто помыть. И то необязательно. В интернете есть масса вау-советов по кипячению камней, по их обработке доместосом. Но все это от лукавого.
Когда вы поймете, что аквариум нестерилен и что это круто! Все ваши страхи исчезнут сами по себе. Максимум, что можно сделать - это обдать камни из душа водой, убрав тем самым пыль. Это поможет в дальнейшем более качественно клеить камни. А так, даже если вы не помоете свои булыжники ну и ок. Пыль от них осядет в грунте или засосется фильтром и будет прекрасным первичным мелкодисперсным субстратом для поселения полезных колоний бактерий нитрификаторов.
Основы построения аквариумной композиции с камнями
В природе все закономерно, все стоит на своих местах, нет нелепых элементов, нет неестественных форм и очертаний.
В тоже время, природа многообразна и иногда кажется, что в таком хаосе нет порядка. Однако - это не так! Все подчинено законам мироздания. Подробнее о принципах построения аквариумной композиции: золотом сечении, числе Фибоначчи и фрактальности природы вы можете узнать ЗДЕСЬ! Ну и тут в "Языке тролля".
Построение «каменного скелета» подчинено этим правилам. Более того, именно грамотное построение камней дает основу для хорошей перспективы и объемности аквариума. Ссылки выше помогут вам более тонко почувствовать и понять как и почему аквариумные художники малюют тот или иной шедевр.
Далее давайте, с вами рассмотрим принципы и правила построения камней в классическом «Ивугами». Это прям основа основ. База для чайников.
Вот собственно ролик, в котором визуализированы эти основы, посмотрите.
А вот современный модернизированный ивагуми, который не смотря на всю простоту построения, даже зашел в ТОП 100 самого престижного международного конкурса аквариумного дизайна IAPLC 2019.
Классический Iwagumi хорошо показывает и подчеркивает всю красоту камня в аквариуме - в таком аквариуме, как правило, используется лишь один вид почвопокровного растения, а весь центр и внимание уделяется каменной композиции.
Отличительной чертой Ивугами от других стилей служит натуральное естественное расположение камней в аквариуме. Другими словами происходит имитация природного каменного ландшафта: гор, ущелий и хребтов.
Вот основные принципы построения такой аквариумной композиции
Главный камень (яп. Oyaishi) – это самый значимый камень в аквариумной композиции Ивагуми. Он самый большой и самый красивый. К его установке нужно подойти с большой ответственностью, ведь от него строится вся остальная композиция. В классическом «Ивугами» главный камень должен составлять 2/3 части высоты аквариума.
Второстепенный камень (яп. Fukuishi) – это второй камень, который устанавливается в аквариуме, справа или слева от главного. Он должен быть похож по фактуре и форме на главный камень. Следуя принципам естественности, второй и последующие камни устанавливаются гармонично – как бы являются естественным продолжением главного камня.
Вспомогательный камень (яп. Soeishi) – третий камень, меньше второстепенного. Его устанавливают либо рядом с главным, либо с второстепенным камнем. Задачей вспомогательного камня является создание эффекта базиса главного камня, он должен подчеркивать его массивность и монументальность.
Декоративный камень (яп. Suteishi) – это небольшие камешки, которые располагаются неотъемлемо от основной каменной композиции. Ставятся ЗА или ПЕРЕД вспомогательного камня. Подчеркивают законченность, гармоничность и естественность композиции.
Цитата Такаши Амано: «У вас не получится хорошего Ивагуми, до тех пока вы не научитесь быстро расставлять камни. Когда вы тратите на это много времени и очень долго обдумываете, то восприятие притупляется, и вы делаете уже что-то ненатуральное - теряя чувство ритма! Иногда бывало, что я переставлял камни сотни раз, работая до поздней ночи, пока наконец результат меня удовлетворял, но то, что казалось бы уже закончено и выглядело отлично, утром оказывалось несколько разочаровывающим. Опыт и некоторая интуиция гораздо важнее при аранжировке камней, чем художественный вкус. Несмотря на то, что художественный вкус очень важен при завершении композиции, в самом начале очень важно понимать, что камни в этом месте будут выглядеть именно так и не иначе. После того, как вы наработаете определенный опыт и натренируете интуицию в расстановке Ивагуми, то вы достигнете необходимой скорости работы и почувствуете ритм, который позволит вам творить сложные, утонченные композиции, передающие могущество и энергетику природы.
Как уже говорилось ранее, одновременно с наработкой практического навыка расстановки камней очень важно развивать способность видеть и чувствовать вещи не глазами, а сердцем, поскольку уж слишком много разных моментов сразу сочетаются в Ивагуми, таких как: ритм, игра теней, уравновешенность, торжественное впечатление, гармония, эстетичность и утонченность момента».
После такой цитаты Амано, может кто-то скажет: «Та ну его… это сложно и мне не по зубам». Отвечу так: сердце есть у каждого и каждый человек знает, что такое чувствовать им, вопрос остается лишь в степени развития правильности этих чувств. Развить гармонию в своем сердце может каждый!
Далее, предлагаю посмотреть ролики, в которых показана работа с камнем - как их клеить и лепить друг к другу. Дополнительно видео-материалы по фиксации коряг и растений.
Посмотрите на голый хард "Языка тролля". На самом деле, он прост до безобразия. Ничего свехкрутого нет. Но именно это и есть оно - естественность и натуральность. То о чем говорит Амано. Есть масса акваскейпов в стиле "Ж@па дракона, вид изнутри". Насколько они естественны? - Вопрос.
На самом деле сделать "Попу дракона" проще, нежели попробовать сделать природный макет. Я не говорю, что "Язык тролля" на 100% натурален. Просто хочу подчеркнуть, то "сказочность" может присутствовать в фантазиях акваскейпера, но она должна быть выполнена "натурально".
Чтобы добиться такой простоты, как говорил Амано - необходима практика. Необходимо слепить 3-4 серьезных харда. И только тогда, ты действительно начинаешь видеть и чувствовать камни, ставить их порой так как хотят они, а не ты сам. Магия короче =)
Теперь посмотрите на конечный "Языкастый" результат. Мне хочется подчеркнуть несколько моментов.
1. Важна идея. В данном случае - идея с зеркалом и получение 4го отражения на дне аквариума.
2. Важна качественная реализация идеи. Художник должен уметь перенести свои фантазии на холст. А не просто намалевать каляки маляки.
Я до окосения высматривал угол зеркала, так, чтобы было видно в отражении то, что я хочу. Я ловил рыб (тетра Аманда) так, чтобы они плыли в зеркальном озере и чтобы их особо не было видно в толще воды.
В том конкурсном году, еще один аквариумист использовал зеркало. В целом - норм, как топовый домашний аквариум. Но, увы, для конкурса этого мало.
3. Для качественной реализации необходим материал. Берите камни с запасом. Если у вас мало камней, вы автоматически подчиняетесь безысходности. И только обилие камней дает вам возможность рисовать то, что вы задумали.
4. Танец травы и харда. Без растений хардскейп - ну такое. Это достаточно сложно, но важно со старта видеть будущую картину целиком. Для этого необходимо планировать хард под посадку конкретных растений, знать как растет и ведет себя растение в тех или иных условиях. Ну и, конечно, необходимо научиться стричь растения, придавая им задуманную форму.
В общем, дорогие друзья, аквариумные братья и сестры. Акваскейп - настолько залипательное и безграничное направление. Настолько творческое, прекрасное... я вам искреннее желаю заразится им. Да, сложно. Порой все бесит. Спина болит. Нифига не получается. Но шаг за шагом твой ум и душа становятся богаче. "Живопись - орудие усовершенствования человеческой природы".
Приобретите свой первый комплект камней, крутите их до посинения, творите и дерзайте.
Далее текст и моя работа, которая была выполнена в далеком уже 2013г. - это была моя первая попытка "наскейпить" =) Это память и мысли новичка, достаточно, кстати, правильные.
Конечно, положа руку на сердце и спустя 8 лет, смотришь на это все безобразие и лыбишься. Особенно вспоминая, эту гремучую спесь новичка - ну все, ща наваяю, сам Такаши Амано благословил меня на подвиги =)
Блин, ребята! На самом деле так и надо делать. Ветер в харю, а я шпарю! Очень хочу, чтобы читатель загорелся... и долгие годы покупал мазь для копчика. Всем добра,
***
Это мой первый скейп, ниже хочу показать, а вернее постараться объяснить, почему я ставил свои камни именно так, а не иначе. Надеюсь, мой опыт и ошибки помогут другим начинающим акваскейперам сделать композицию лучше.
Для того, чтобы вы лучше поняли мою задумку, постараюсь сначала кратко, словами описать ее. И так, я хотел видеть в своем аквариуме простор и поляну – лужайку из растений. При этом мне не хотелось видеть просто поле – ровную поверхность, хотелось каскадов. В тоже время, все это должно быть, в сочетании с низкорослой почвокровкой. Я хотел видеть лес из растений, при этом несплошной грядой на заднем фоне, а в уголочке «опушкой». Ну и, конечно, хотелось сделать амановскую дорожку.
Скорей всего такой странный дизайн связан желанием новичка попробовать все и вся, сразу и побольше. Тем не менее, у меня вроде получилось все разместить гармонично, но об этом позже. Ведь все же статья о камнях!
Итак, было решено, что аквариум будет разделен на две зоны. На заднем фоне будет «горный хребет» уходящий вдаль, со спуском (глоссостигма, хемиантус куба) к амановской дорожке, которая разделяет две зоны. За «горным хребтом» будет «опушка».
В другой зоне – на переднем фоне будет лужайка с подъемом из элиохарис парвула, плавно перетекающая к задней части в элиохарис вивипара.
Давайте теперь "разберем все по камушкам".
Камень №2. Это второстепенный камень. Является логическим продолжением главного камня, установлен так, что был похож и имитировал его. Установлен каскадом - плавного уменьшения композиции слева. Старался ставить в "Золотых треугольниках". См. ниже фото.
Камень №6 Декоративный камень. Является как бы отколом от главного камня и связующим звеном между Камнем №2.
Камень № 8. Продолжает "мысль 7-го камня" по другую сторону дорожки.
Камень № 9. Является декоративным элементом и представляет из себя, как бы навал из трех камней. Верхний камень, как бы откололся от главного камня и застрял "в секунде от амановской дорожки". Эта интересная композиция установлена фактически по центру аквариума и поэтому не притягивает основного внимания, человек обращает внимание на нее "после общего впечатления", и эта деталь становится "вишенкой на торте". Сказанное, подтвердил пользователь и дружище - MegaLink, который уже видел этот хардскей и дал ему оценку ))).
Камень №10. Этот камень, кабы наступает на амановскую дорожку и закрывает ее, предоставляя зрителю возможность додумать самому, что за ней находится. На самом деле этот камень гораздо больше главного камня №1 и установлен он справа - что утяжеляет его вес, но за счет того, что он установлен ниже уровня главного камня, создается ощущение, что он меньше и второстепенный.
Камень № 11. Является отколом от камня № 10, представляет из себя препятствие для амановской дорожки. Что дает ей динамику.
Группа камней №№ 12,13,14,15,16 Являются вспомогательными и декоративными камнями для 10-го камня, делая его более мягким и естественным.
Видео нарезка данного хардскейпа - установки камней за 6 минут
Рекомендуемое видео
Подписывайтесь на наш YouTube-канал, чтобы ничего не пропустить