Путь акваскейпера: от посадки до фотки. Эпизод 2
Вот и наступил момент для написания второго эпизода «Путь акваскейпера». Аквариум «Язык тролля», представленный в этой статье, стал одной из лучших работ Мира, вошедших в "Honour prize" самого престижного международного юбилейного конкурса аквариумного дизайна IAPLC 2020. Акваскейп занял 20 место из 2358 работ, которые представили акваскейперы из 84 стран Мира. Последний раз Россия заходила в "Honour prize" 9 лет назад, в далеком 2011 году.
Однако, позвольте процитировать Ирину Виннер - легендарного российского тренера по художественной гимнастике: «Все наши успехи призрачны. Вот поднялись на пьедестал, получили медаль, спустились и снова за работу: искать новые формы, варианты. Потому что почивать на лаврах нельзя. В спорте это смерти подобно».
Эти мысли применимы не только к спорту, но и ко всем сферам нашей жизни. Поэтому я очень надеюсь, что статья и сопутствующие материалы, станут отправной точкой для будущих побед России на международной арене. Один в поле — не воин. Моя мечта — дать массовый отпор азиатским конкурсантам, коих 80% от общего числа участников. «Сдавайтесь русские — нас орда», говорят азиатские коллеги. А я им в ответ словами Мишы Галустяна: «А нас рать».
Если вы не читали первую часть «Пути акваскейпера», пожалуйста, лучше сразу ознакомьтесь с ней. Там изложены основы построения аквариумной композиции, показан “Step by step” языкатого хардскейпа.
Я долго думал, как изложить вторую часть своего пути. Как вдохновить соотечественников? И решил, что просто буду писать то, что для меня важно. Давайте сначала поговорим с вами об идеи и душе. А во второй части статьи, я постараюсь дать практические советы.
Идея - смысл и причина того, что я делаю!
Акваскейп, как вид изобразительного искусства, требует серьезного исполнения и идеи. Об этом изначально говорил сам Такаши Амано. Об этом вам скажет любой акваскейпер. Но, что - это значит? А вот, что:
Идея "зеркало" 20 ранг
Идея "зеркало" 2 ранг
Идея "зеркало" 731 ранг
В этом году, не одному мне пришла в голову идея с зеркалом - созданием четвертого отражения в аквариуме. Но думаю, вы видите разность исполнения - разность воплощение идеи.
Моя идея заключалась в том, чтобы поймать рыб в отражении. Задача автора 2-го ранга - сделать разливы. 731 автор - ловил коряжки в отражении. И вроде бы у всех все получилось. Но согласитесь, что в 731 работе - хреновое исполнение, прям видно, что это кусок зеркала. В моей работе - все круто, но если говорить о зеркальном лоске, то, безусловно, работа 2го ранга - самая лучшая, самая естественная.
Вот это и есть - оно: идея и исполнение. Важно изначально понимать свою идею, пережить её, переспать с ней пару ночей, а уж потом стараться качественно воплотить её.
Далее, давайте посмотрим идеи и реализации других конкурсных работ этого года.
IAPLC 2020 WORD RANG 10
Концептуальная схема
Базовый хардскейп
Детализация харда
Процесс становления акваскейпа
Обращу внимание читателя на два момента:
- Старайтесь зарисовать свою идею. Я карандашом, ручкой всегда стараюсь хоть примерно накидать эскиз, хотя бы схематично. Это необходимо для того, чтобы ночью не лопнула башка от фантазий. И чтобы в дальнейшем было легче строить хардскейп. Лично я строю образы из головы, но все же скелет - основа должна быть перенесена на бумагу. Так легче.
Автор работы, которая показаны выше, взял за основу фантастическую картинку и на её основе, в фоторедакторе, набросал суть своего желания.
- Обратите внимание на базовый хардскейп. Согласитесь - все просто! Уверен, что многие смогут также. Для этого не нужно много камней, коряг, не нужно заканчивать высшую школу изобразительного искусства. Просто нужна - идея и чуть-чуть практики.
IAPLC 2020 WORD RANG 3
Это работа Джоша Сима. Уф... сколько ему костей перемыли всякие негодяи =) Но хоть бы кто зашел в его профиль на ФБ и почитал. Вот перевод поста:
"Этот акваскейп не был создан для конкурса. Я сделал его, как дань уважения Сенсей Амано - дань уважения "Природному аквариуму" и IAPLC в 20-летие. Название работы ''Чистое". Я хотел выразить природу аквариума в чистом виде и попытался сделать что-то действительно подводное - в духе Амано. Я использовал самые базовые-простые водные растения: лотос, болбитис, тенеллюс, куба, мхи... растения, которые сенсей использовал бы 20 лет назад. Я очень благодарен за этот результат, но еще больше благодарен за то, что "Природный аквариум" привнес в мою жизнь. Новая глава начинается здесь"!
Работа крутая и сделана из простых растений. При этом сделана в современном стиле - 2020 года. Не уверен, что Амано именно так все слепил. Но прогресс не стоит на месте. Стилистика и акваскейпинг, как и все в нашей жизни развивается.
Процесс становления акваскейпа
Безусловно, видно мастерство. Джош - монстр акваскейпинга. Более того, прослеживается доминирование малазийского стиля в IAPLC. Уже который год, ТОП 1 на конкурсе - это работа с массивным фактурным деревом. И угадайте, кто Батя этого стиля... подсказка - Джош живет в Малайзии =)
Но! Друзья! Сама идея - "дань Амано", лепка скейпа из простых растений, с которыми справится даже самый зеленый нуб. Всё это и есть нутро и душа акваскейпера.
Нельзя роптать на судьбу, скажи нет стагнации, Ирина Виннер рулит, несплячка по ночам, шкварчание в груди во время харскейпинга, боль в копчике от стрижек, все это делает нас - скейперов счастливыми.
Научитесь кайфовать от всего, что вы делаете, самовыражайтесь и помогайте другим. Джош Сим сказал: "...но еще больше благодарен за то, что "Природный аквариум" привнес в мою жизнь". И это не пустые слова, поверьте! Жизнь очень круто меняется, если следовать простым правилам. Вино в бокале надо пить - пока оно играет. Пока живешь ты - надо жить. Двух жизней не бывает!
В спойлере концепты топовых работ, но без всяких рангов. Кому интересно - посмотрите, потренируйте свой глаз. Мне очень хочется, чтобы у вас разыгралась фантазия и возникло жгучее желание - все хочу большего от своей банки.
Часто я слышу: «Оу, я так не могу», «Я не художник», «У меня нет талант» и прочее. Знаете! Как бэ, я тоже не художник, я корпоративный юрист. Хард «Языкстого тролля» был запилен в новогодние праздники, с 2х месячным грудничком на руках. Кто рожал, кто не спал понимают, как это тяжело. Так что в моих ушах все вышеупомянутые фразы трансформируются в: «Мне лень», «Облом», «Я довольствуюсь малым».
Я прекрасно понимаю, что не всем вообще может быть интересен акваскейпинг, но думаю, что содержать красивый уголок природы у себя дома, ведь каждый хочет?! Для этого необходимо только желание и действие. Мне понадобилось три года упорных тренировок и изучения специфики акваскейпинга. Сначала было 1184 место, потом 336 место и вот в этом году двадцатка. Прям, если верить в нумерологию IAPLC 2020 WORLD RANG 20 - одни двадцатки. А 20 - это "Аркан судьбы", "Благая весть" и информационные потоки из Вселенной. Но, то такое - эзотерика =)
Не бойтесь ошибок и неудач, терзайте себя по ночам.
Часто акваскейперам задают вопрос: "Откуда вы черпаете вдохновение"? Стандартный ответ: "Я черпаю вдохновение - из природы, из музыки...". Из хренузыки! Всё это чушь собачья! Можно сколько угодно втыкать в красоту лесной лужайки, до красноты глаз можно созидать на горные пейзажи, можно переслушать все альбомы Филла Бедросовича и Стаса Пихайлова. Но ровным счетом ничего не изменится. Вы не сможете перенести увиденное и услышанное под воду - к себе в аквариум.
Я черпаю вдохновение из опыта и практики других. Конкурсы, сейшины, мастер-классы хедлайнеров - вот, что стимулирует и делает нашу аквариумную жизнь лучше. Собственно именно поэтому, я призываю всех участвовать в конкурсах, даже, если вы просто любитель.
Да, безусловно, та же музыка помогает разогнать эмоции, помогает кайфовать в моменты рутинной работы. Даже сейчас в процессе написания статьи, для придания тексту живой эмоциональности, я периодически смотрю молодую Метлу "Harvest of sorrow" на Тушинском концерте 1991 года.
Потрясающая атмосфера разнузданной свободы и невероятная энергетика рока, всё это будоражит меня, мотивирует писать от души, от сердца, на все 1000%, больше, чем это должно быть.
И всё я это к тому, что рецепт успеха - прост. Смотрите мастер-класс Джоша Сима.
Затем врубаете музыку, какая нравится. Вдохновляетесь, так чтобы аж легкие распирало. Потом =) пару ночей не спите - вынашивая идею. А затем - Just do it. Пробуйте сделать свой первый шаг.
Практика, чтение, заряд позитива - это три ключа к покорению любых вершин. Только прошу вас, в наш век цифрового аутизма, не читайте инстаграмм Бузовой =) Соблюдайте информационную гигиену, отфильтровывайте мусор. Раздел ФФ "Акваскейп" написан популярным языком, начните с него. Хотите, что-то потяжелее? Силву пле - http://www.amania.org/
Собственно, вот мы и подошли вплотную к практике. Эмоции - это хорошо, но знания и руки не из пятой точки - тоже нужны. Ниже, я не буду уходить в дебри и расписывать все мелочи. Весь бэкстейдж, вы можете посмотреть в форумной ветке, которую я вел в режиме стрима. Кроме того, многие технические моменты уже освещены на сайте и визуализированы на Youtube-канале ФФ. Вот некоторые из роликов:
Ниже акцентирую ваше внимание на том, что я отчетливо почувствовал взращивая "Язык тролля".
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСАДКИ РАСТЕНИЙ
Итак, построили мы значит бомбический хард.
Но для победы — этого мало. Это всего лишь 50% успеха. Важна композиционная работа с травой: её зонирование и удержание в заданных точках. Вот посмотрите, пожалуйста, мой прошлогодний каменный хардскейп.
И финальная картинка.
Хард сам по себе крут, но по факту его затянуло травой. Да, финишная фотка красивая. Для домашнего варианта — так вообще супер. Но, если мы говорим о конкурсе — это добротное такое, но все же 336 место. Понимаете, товарищи?! Должен быть баланс харда и растений. Проблема начинающего акваскейпера, да и просто любителя травы в том, что хочется всё попробовать, все взрастить и навтыкать побольше растений. Но это не совсем правильный подход!
Четко подумайте над планом посадки (желательно еще до стадии построения хардскейпа), выберете 3-5 растений, как основную палитру. При этом выбирайте растения те, с которыми вы точно справитесь. И такие, которые сочетаются с вашей задумкой.
К слову, очень часто обыватели фукают на крутые скейпы: «Фу, фу — одни мшарники. Столько разных растений, а они мхи лепят».
В ответ на это, всегда эмоционально хочется сказать: «Окей, чувак — сделай что-то подобное и потом поговорим». Если же говорить серьезно, то лично мой ответ будет такой. Мох — это универсальное растение. Не в плане того, что его просто вырастить и он не требует много освещения. Нет. Речь идет именно о «существе мха». Давайте представим на секунду, что мы очутились с вами в лесу. Где растет мох? На земле, на камнях, на пнях, на стволах и ветках деревьев, на скалистых возвышенностях. Да везде он растет!
Именно поэтому, мхи прекрасно вписываются в концепцию «Природного аквариума» - они естественны в любой аквариумной плоскости — наверху, внизу, на камнях, сбоку, тут-там. И наоборот, достаточно сложно представить валлиснерию или крипту на тех же языках тролля. Даже, если это сделать красиво, все равно подсознательно возникает вопрос — фигли они там делают.
Резюмируем сказанное:
- Используйте небольшое количество растений.
- Используйте те растения, с которыми справитесь и которые сможете удержать в задуманной форме. Пусть это будут не самые «модные» травинушки, но вы должны добиться их максимального габитуса и уметь их стричь, знать, как они себя поведут в тех или иных условиях.
- Планируйте посадку/стрижку/удержание растений таким образом, чтобы они не закрывали хардскейп — не закрывали вашу базовую идею. Хард — это партнер, а растения — это партнерша в нашем с вами аквариумном танце. Друг без друга они не могут существовать. Партнер — это сила/основа/ведущее звено. Партнерша — грация/украшение/лоск.
- Планируйте посадку растений таким образом, чтобы всем им было комфортно. Безусловно, фантазия и рвение профессиональных акваскейперов могут сделать чудеса. Но в целом, анубиасы и буцефаландры сажайте вниз — где темнее. А красные растение, такие как: людвигия супер рэд, ротала макрандра и т.п. обычно размещаются на заднем плане вверху, т.е. в зоне, где интенсивность освещения максимальная.
- К посадке растений применимы все базовые принципы построения аквариумной композиции: космос, интеграция, перспектива.
ПАРАМЕТРЫ ВОДЫ В ТРАВНИКЕ
На ФФ уже есть об этом отдельная статья и форум. Акцентирую ваше внимание на тех особенностях, которые на все 100% прочувствовал при взращивании «Языка тролля».
Вот спросите меня, какой параметр воды самый важный для растений? Вы удивитесь, но я вам отвечу — температура!
Как вы думает, почему большинство конкурсов аквариумного дизайна проводятся так, чтобы работы были сданы весной? В части работы на IAPLC принимаются с 01 апреля по 31 мая, результаты оглашаются в августе.
Все потому что летом, особенно в азиатском регионе - очень жарко. И удержать в аквариуме должный температурный режим сложно. Я тоже живу на югах и летом температура аквариумной воды может вываливаться за 30 градусов. И при такой температуре растениям становится очень плохо.
Не буду объяснять все химические и биологические процессы, почему так происходит. Но факт остается фактом — как хотите, а травник должен содержаться при температуре до 25 градусов, лучше вообще 22. И в этом вам помогут куллера.
Далее, что касается пропорции Редфилда — соотношения углерода, нитрата и фосфата. Моя позиция неизменная, она изложена в этой статье.
Больше интересен вопрос kH и pH в травнике. Однозначно, мягкая слабокислая вода с pH\kH ниже 7 — это лучшая среда для растений. В «Языке тролля», я старался выдерживать kH в районе 3-5, pH ~ 6.0-6.5. Объясняется это просто.
Это самый оптимальный диапазон, при котором растения максимально качественно усваивают макро и микро удобрения.
Но в тоже время, если мы говорим о любительском травнике, скажу, что растения запросто могут жить и даже очень хорошо жить, в параметрах за 7, то есть в слабо-щелочной среде ~ pH в районе 8.
Содержание и уход за победным травником
Растения очень любят подмены воды. Многие акваскейперы делаю подмены воды три раза в неделю и порой эти подмены весьма глубокие — до 50-70%. Это избавляет от многих проблем. Лично я со старта делал две подмены воды ~ по 1/3 части: из которых 2/3 — осмос, 1/3 водопровод. А к финалу делались три подмены в неделю. А примерно за две недели до фотографирования были легкие подмены (~10-20%), ежедневно.
Безусловно, все это рутинно, если мы говорим о больших аквариумах. Помню мы «дрались» с супругой за осмос. Воды в доме не было =) Потому что мне приходилось насиловать бытовую систему обратного осмоса и цедить из неё порядка 500 литров в неделю. Такие блин пироги, друзья.
Если мы говорим о любительском травнике, то двух подмен воды, мне кажется, будет достаточно. При этом могу почти утвердительно сказать, что хороший травник выедает нитрат и фосфат за 2-3 дня. И это удобно сочетать с подменами воды — внесли удобрения, на третий день сделали тесты, посмотрели, как растения скушали всё и подменили воду. После довнесли моносостав нитрата и фосфата, выровняв Редфилда под себя и учитывая скорость питания ваших растений и вуаля — три дня отдыхаем.
Теперь давайте поговорим о стрижке растений. Процесс этот понятен. Мне хочется просто отметить, что сначала — мы акваскейперы гонимся за убойным габитусом растений (первые 3 месяца), а потом не знаем куда от него деться =) Трава распушается, Природа начинает брать свое и возникают трудности с удержанием желаемых форм.
В этом плане, мы - аквариумисты часто говорим, что акваскейп — это «Природный аквариум». Или, например, что биотопный аквариум — это воспроизведение природной среды обитания гидробионтов. Но на мой взгляд, это не совсем так. Я бы даже сказал вообще нифига не так. Акваскейп — это гиперболизация природных процессов и доведение аквариума до состояния картины, акваскейп — это вид искусства, если хотите подводная художественная живопись. То есть, мы натягиваем Природу на те рамки, которые в понимании человеческого разума являются эталоном красоты.
Что же касается биотопа — это лайт направление акваскейпига. Истинный биотоп рыб (естественная среда обитания) в 99% случаях — это ил, грязь, муть, экскременты проплывающего мимо крокодила, палки, мусор и пару булыжников. И ничего в этом красивого нет. Навряд ли кому-то дома хотелось бы содержать такой аквариум. Таким образом, мы люди в своих аквариумах, все таки больше пытаемся подстроить Природу под себя, нежели подчиниться её Законам. Все это философия, конечно. Вернемся к стрижке.
Так вот, если вы желаете встать на путь акваскейпера. То учтите, что по-началу, после запуска аквариума будет легко, особо ухаживать и стричь аквариум не нужно, но потом...уф! За месяц до фотографирования, первая грубая стрижка заняла у меня 9 часов чистого времени — то есть не разгибаясь, с пинцетами и ножницами, в йога-позе «собака мордой в воду». Следующая стрижка более тонкая - 3 часа, потом еще стрижка - 3 часа. И за 2 недели до фото — каждый день тонкая ювелирная стрижка + работа над детальками ~ 30-60 минут.
Так, что да, друзья! Акваскейпинг — это не просто так: эхей, ща как навояю! Это все же суровый труд, этакое творческое маньячество. Но, если это вам интересно, то это не так сложно как кажется. Хотя копчик все же болит по ночам =)
И напоследок, еще один важный нюанс. Фильтрация и аэрация в травнике. Все это вы можете увидеть в роликах ФФ, а также дополнительно прочесть отдельные статьи посвященные этой теме.
В рамкой данной статьи, сделаю два акцента.
1. Днем СО2, ночью ОБЯЗАТЕЛЬНО О2!!! Грубой ошибкой аквариумистов, содержащих травники, является отказ от подачи аэрации в темное время суток. Мол днем растения пузыряют кислородом и это хватает на ночь. Да, возможно, рыбам и хватает чтобы не окочурится, но растениям, самому аквариуму, как целостной экосистеме приходится туго.
Кислород играет важнейшую роль в жизни растений. Еще не понятно, что важнее СО2 или О2! Ночью растения потребляют О2 — этот процесс называется «дыхание растений» и пренебрегать им не стоит.
В целом, всё, что связано с окислительными процессами - очень важно для содержания любого аквариума. Интенсивно продувайте ночью аквариум воздухом. Как вариант, дополнительно, на ночь по дну можно распылять из шприца аптечную перекись водорода.
2. Механическая фильтрация. Пока аквариум молодой, она особо не нужна. Даже наоборот, детрит и прочая взвесь будет способствовать становлению баланса в аквариуме, ведь сам по себе детрит — это прекрасный субстрат для колоний полезных микроорганизмов нитрификаторов. Но потом, спустя ~3 месяца, аквариум «стареет». Излишки детрита накапливаются в грунте, забивают его и тем самым ухудшают процессы окисления, процессы нитрификации и т.д.
В плотных травниках сифонить грунт сложно или даже вообще невозможно. Поэтому очень важно подумать над системой механической фильтрации аквариума. И где-то спустя 1-2 месяца после запуска применять её.
Если хардскейп позволяет можно просто поставить внутренний фильтр стакан и забить его доверху синтепоном — этого будет достаточно. Синтепон за неделю будет на себя забирать всю взвесь. Раз в неделю меняйте или стирайте синтепон. Вуаля!
В «Языке тролля», я использовал Тетра Джет 900. Это не стакан, а просто помпа с губкой. Но губка весьма мелкопористая — хорошо собирает взвесь.
И главное удобство фильтра в том, что он дает очень качественную мелкодисперсную направленную аэрацию. Самаритянская схема такая: фильтр Джет сидит на таймере и включается в ночное время суток — собирает взвесь и аэрирует аквариум. Днем автоматом отключается. Вот собственно ФФ-визуализация Tetra Jet.
Вопрос аэрации и фильтрации настолько важен для хорошего травника. Что в следующем своем проекте, я думаю, вообще использовать дополнительно третий внешний фильтр на 400 оборотов, который доверху будет забит синтетичном.
Ну и самое последнее, кратко. Теодоксусы — наше всё! Посмотрите вот этот ролик и вам все станет понятно, почему я так их рекомендую.
ФОТОГРАФИРОВАНИЕ АКВАСЕЙПА
1. С самого начала, с первой секунды, с самого первого поставленного камня смотрите на аквариум строго фронтально, представьте, что вы объектив камеры. Ибо на конкурс, вы отправите только фронт-фото. Вам сколько угодно могут нравится боковые ракурсы, но судьям вы их показать не сможете. Следовательно, все построение композиции ориентировано строго на конечный фронтальный снимок.
2. В жизни любой аквариум гораздо красивее. Человеческий глаз видит лучше, чем сто тысяч самых навороченных зеркальных фотоаппаратов. Я фотографировал «Язык тролля» на полнокадровый звериный Nikon D750. И все равно снимки получаются не такие, как в жизни — все более тусклое и безжизненное.
И именно поэтому все скейперы дотягивают полученные кадры в фоторедакторах. Не для того, чтобы скрасить свою работу, а для того, чтобы фотография хоть как-то отражала действительность. По сути, выравнивается экспозиция, баланс-белого и немного корректируется цветовой баланс. Кстати, тоже самое делают и зеркальные фотоаппараты, но, увы, пока что их программное обеспечение — это ничто по сравнению с графическим редактором на ПК.
3. Теперь давайте погорим непосредственно о процессе фотографирования. Понятно, что до этого момента, мы убирает все оборудование из аквариума. Смотрим все ли на месте — готов ли аквариум. После оцениваем отражения: левое, правое и верх.
У «Языка тролля» есть и четвертое отражение =) Все это важно. Например, вот вам фишка - перед фотографированием, я немного приспустил воду в аквариуме и тем самым увеличил отражение растений сверху. Тем самым улучшил объемы, пространство… т.е. все то, о чем писал в первой части «Пути акваскейпера». Если бы я этого не сделал, наверху было бы меньше отражения - работа была бы не такой зачетной.
После того, как вы сделали первичные манипуляции. Начинаем работать с рябью на поверхности воды. Иногда по задумке автора она не нужна. Но всё же в большинстве скейпов она присутствует.
Смысл ряби в том, что она оживляет статичную фотографию, придает ей динамику.
В моем проекте, как вы видите, ряб пущена по дальним углам аквариума. Делается это просто — берете фен для волос и специально обученного человека — фенодержуна, который стоит в заданной позиции, пока вы делаете снимки.
У меня нет фендержуна =) поэтому фены были закреплены скотчем к световой панели, которая висит над аквариумом.
После того, как вы настроили ряб, наступает следующий этап — работа с бэкграундом и точкой ноль. За аквариум, над ним ставится/выравнивается/корректируется дополнительное освещение таким образом, чтобы на снимке получился желаемый результат — легкий воздушный фон. Еще раз дублирую ролик об этом.
После этого ставим фотоаппарат на штатив, делаем пробные фото. Проверяем все ли норм. Далее настраиваем выдержку и фокусное расстояние.
Дабы рыбы не были смазанными на фото, выдержка задирается в район 200-500. Диафрагма в районе 5,6-7. Но все, конечно, индивидуально. Все зависит от исходных данный — размера аквариума и света над ним. Самое главное — это результат. Важно получить четкий несмазанный снимок. Например, если приглядеться, то можно увидеть, что внизу, край «Языка тролля» смазан.
Это получилось потому, что был выставлена диафрагма 5,6. Но больше, по определенным причинам, я не хотел ставить. В итоге, одно улучшил, но другое смазал. А как известно все это влияет на судейскую оценку и ранжирование работы. Сделал бы лучше, возможно, было бы не 20 место, а десятое.
После того, как вы настроили фотик. Врубаем фены, свет бэкграунда, в комнате темно (чтобы не было бликов на переднем стекле), камера мотор и давай давить на спусковую кнопку затвора.
В моем случае, мне важно было поймать рыб вереницей и так, чтобы они отражались в четвертом отражении — в озере. Все остальное — остальное.
Теперь вы понимаете, как важно с самого начала выносить идею?! Идея + сила = ваша работа в ТОПке.
Рыбы по всякому становятся — это не цирковые пудели. И представьте, если бы я не поймал их так, как хотел. Ну было бы просто озеро — просто кусок зеркала на дне. А я их поймал! Более того, чуть приподняв горизонт фотокамеры поймал кусочек языка и силву пле — Онор прайс! И если бы не долбаный коронабредус, поехал бы в Японию, Ниигату на церемонию награждения, попил бы саке из бочки, оно там говорят вкусное, холодненькое =)
На самом деле, ловить рыб несложно. Если знаешь их поведение. Рыбы придают картине динамику-движение и в тоже время они не должны портить-закрывать общий вид. Именно по этому акваскейперы берут ярких стайных рыб и немного. Ловят их в клине, в задуманной точке (как правило эта «точно ноль»). Вот и весь секрет, который, кстати, объясняет почему в акваскейпах, так мало рыбы. В большой стае, скажем тех же неонов, ну однозначно найдется пару балбесов, которые всё испортят — уйдя в сторону. Сфотографировать стайку из 5-10 хвостов, гораздо легче.
После получения снимков идет выборка лучших кадров. На своей практике, я делал и 2 и 3, и 5 тыс. снимков. Но по факту 500 достаточно. Как правило, лучшая фотография получается в перовой трехсотке. Скорей всего это происходит потому что - сам нервничаешь, рыбы стрессуют, улитки выползают, фены перегреваются… и все это уже не то пальто.
Если ваш лучший кадр слишком темный или светлый — не переживайте. Все это вытягивается в фоторедакторе. И да, если у вас зеркалка, лучше всего делать снимки в RAW-формате (у Nikon – это NEF, у Canon - CR2). Что это и зачем — загуглите, пожалуйста, данная статья и так уже превращается в талмуд акваскейпера =)
Еще… еще один момент, забыл. Верхнее отражение должно быть идеально чистое. Всякая фигня — соринки, огрызки травы очень портят впечатление. Да их можно в принципе убрать в фоторедаткоре. Но это уже нечестно — не по фен-шую. В тоже время, руками — сачком почти нереально все выловить. Поэтому, рекомендую пользоваться пресноводными скиммерами. У меня такой.
И так резюмируем. Как вы понимаете, акваскейпер — это не только профессиональный аквариумист, это еще и профессиональный фотохудожник. Вы бы знали, как меня трухает перед фото-сессией. А вдруг не получится? Вдруг все пойдет не так… аааа? Рыбы рыбы, миленькие, ну встаньте вы, как надо… гребенные улитки на стекле — свалите нафиг, черт — фены перегрелись, диафрагма, фокус, выдержка — не подведите родненькие =). В общем, фотографирование — это дикие переживания и танцы с бубном. Это финал от которого зависит все!
Но когда ты получаешь нужный кадр, когда ты в редакторе доводишь его до ума… ух, вы бы видели эту улыбку чеширского кота, наступает такое удовлетворение и прям до краев сердце наполняется радостью. И эти ощущения стоят того, стоят всех потраченых усилий.
Раньше я делал аквариумы для участия в конкурсе, эту работу я делал душой — это видно даже из форумной ветки посвященной «Языку тролля». Состязаться всегда нужно с чистым добрым сердцем — это залог успеха. Делать что-то с надрывом, с корыстью, ща всех победю, порубаю всех в капусту - это не работает.
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ И СУДЕЙСТВО
В заключении мне бы хотелось сказать пару слов об участии в конкурсах.
Во-первых, понятно, что каждый участник конкурса хочеть стать первым. Но всегда необходимо сохранять объективность. Нужно быть конкурентноспособным - обладать волей к победе. И в тоже время, стараться реально оценивать свою работу. Да, всегда обидно, аж до зеленых соплей, когда оценка не соответствует внутренним ожиданиям. Но я не могу сказать, что это судьи негодяи, что все куплено и подстроено.
Безусловно, любое соревнование имеет налет субъективности. Ведь судьи, по сути, это обычные зрители. Кто скажет - вау, офигенные получились языки тролля. А кто-то - фу, шо за фалические символы.
Ваша работа должна нравится не только вам и вашим близким. Старайтесь получить независимую оценку. Мне в этом плане, очень помогли формучане ФФ. Я каждый комментарий читал, анализировал и после подправлял на ходу многие моменты, которые в силу замыленности глаза уже сам не видел.
На пути к победе, старайтесь не принимать близко к сердцу слова "добрых людей". Когда вы читаете какую-то гадость о себе или о своей работе. Представтье, что с вами разговаривает какашка из унитаза. Вы будете ей отвечать? Вы будете ей, что-то доказывать?! Нет, конечно.
Мне столько раз советовали "слить аквариум". Ржали, когда я говоил, что "подниму отечественную аквариумистику на качественно новый уровень". Если бы я поддался, то не был бы сегодня в ТОПе акваскейперов Мира. ФанФишка не стала бы самым посещяемым аквариумным ресурсом России.
Верьте в свои силы, заколяйте себя в конкурсных баталиях, совершенствуйтесь. Старайтесь показать себя через идею своего аквариума, вырабатывайте свой стиль и не бойтесь ничего. Все что не убивает - делает нас сильнее!
Всегда ваш админ ФФ
Рекомендуемое видео
Смотрите также:
IAPLC 2020 ТОП 100 лучших работ Мира
ТОП 127 Амановского конкурса IAPLC 2019
Такаши Амано: фото, концепция, биография
Вабикуса, как произведение искусства!
Зов Ктулу: фантазия для новичков
Акваскейп: через звезды в астрал
Акваскейп: через тернии к звездам!
Дизайн аквариума - порядок в хаосе