Рекомендуем

8uFSBO1TZYc (Copy).jpg

Аквариумный навигатор

Выпуск №1


Выпуск №2

"Аквариумная почемучка"

Обзор новинки


Опрос

Как часто Вы подмениваете аквариумную воду на свежую?



Правила оформления аквариума


Правила оформления аквариума

ДИЗАЙН АКВАРИУМА – ПОРЯДОК В ХАОСЕ

Друзья, в этой статье, мы поговорим с вами о золотой пропорции, фрактальности Природы и числах Фибоначчи. Все это лежит в основе акваскейперской живописи. Эта статья была написано мной в уже далеком 2014 году, тогда я был еще совсем зеленым аквасейпером, да и аквариумистом тоже. Многое изменилось, но мне не хочется менять формат и слова этого материала. Пусть она такой и останется - "восхищение новичка для новичков".

Если после прочтения вам захочется еще большей практики применения озвученных Законов в нашем с вами аквариумном хобби, рекомендую обязательно изучить - Путь акваскейпера. Эпизод 1 и Эпизод 2. Из них вы узнаете о современных стилях в акваскейпинге - Дзене и Диком стиле, об интеграции, космосе и многом другом, что поможет вам воплотить ваши личные и самые смелые идеи. 

Ну, а теперь небольшая визуализация темы и далее текст и мысли написанные триста лет тому назад.
Всегда ваш владыка всея ФФ
Олег Мацевич

Многие постоянные форумчане ФанФишка знают, что недавно я (7 лет блин назад =), наконец-то, запустил свой первый травник. 
Мотивацией для создания такой красотищи у себя дома послужило желание доказать, что аквариум Амано «по зубам» всем и каждому, что это реально, что это не так уж сложно. Важно лишь жгучее желание, усердие, терпение, фанатизм, если хотите и, конечно, жажда познания опыт, а главное, как говорит Такаши Амано - идея!

В данный момент созданный травник зреет, в нем будет произведена корректировка и работа над ошибками. На это уйдет 1-2 месяца и чтобы не тратить драгоценное время, пишу статьи, в которых делюсь своим опытом, знаниями и эмоциями. Очень хочется верить, что мой запал и жгучее пламя любви к аквариумистике подхватят другие ребята, ведь это, по сути, гланая цель ФФ – массово привить любовь к удивительному миру аквариумных рыбок. 

В тоже время, хочу сказать, что я не претендую на лавры "великого и ужасного". Как любой человек, я ошибаюсь, постоянно учусь и познаю мир аквариумистики. Совершенства в аквариумистике нет, как, собственно, и в жизни. Важен опыт и мнение каждого, важна консолидация аквариумистов. И новичков и профессионалов. В общем, задавайте вопросы, критикуйте, советуйте.


Итак, на создание травника у меня ушло четыре месяца. За это время, я перелопатил столько информации! Столько побегал по магазинам! К свадьбе, наверное, так не готовятся, как к своему первому травнику. И вы знаете, какая главная проблема, с которой я столкнулся? Отсутствие четкой полноценной информации по созданию аквариума в стиле "Природный аквариум". Информация или разрозненная, или обрывистая. Нет полноценной практики, нет примеров, нет пошаговой инструкции. Давайте же вместе восполним это пробел.

Правила оформления аквариума

В любом изобразительном искусстве (живопись, скульптура, архитектура) существует множество правил, которые используются для построения того или иного шедевра. Дизайн аквариума – это тоже искусство. Художник творит кистью, скульптор гипсом, а аквариумист растениями, грунтом, камнями и корягами. Множество правил и принципов построения композиции подробно изложить в одной статье невозможно. Поэтому предлагаю поговорить лишь о самых главных: «Золотом сечении», «Числах Фибоначчи» и «Фрактальности природы». 
Все выше перечисленные правила, я знал и ранее, как и многие из вас. Когда впервые знакомишься с этой темой, создается ощущение, что ты близок к разгадке вопроса бытия и божественного начала. Чувствуешь, что «потрогал Бога за мизинец»! Это и не удивительно, ведь все сущее (живое и неживое, видимое и невидимое) подчинено этим БОЖЕСТВЕННЫМ ПРАВИЛАМ.

 

Золотое сечение в аквариуме

золотое сечение

Люди различают окружающие их предметы по форме. Интерес к форме любого предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван и красотой формы. Форма в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Правило золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Золотое сечение – это гармоническая пропорция.
Я намеренно не включаю в статью все математические формулы и геометрические построения, чтобы максимально упростить материл. Тем не менее, совершенно обойтись без них невозможно. Попробуем уловить суть. 

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как самая большая часть относится к меньшей. Или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку. 

Золотое сечение (золотая «божественная» пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) - соотношение двух величин, равное соотношению их суммы к большей из данных величин. Приблизительная величина золотого сечения равна 1,6180339887. В процентном округлённом значении - это деление величины на 62 % и 38 % соответственно. 

Золотое сечение (пропорция) - 1,618 называют божественным(ой), так как - это мерило всего сущего от червячка до человека, от улитки до слона, от ДНК до структуры Вселенной! В сети можно найти множество увлекательных научно-популярных фильмов и передач на эту тему. Посмотрите, не пожалеете. 
В нашей статье приведу лишь один пример золотых пропорций в теле человека.

Золотые пропорции в лице и руке человека

Золотые пропорции в теле человека

Пишу и вспоминаю развлечение из детства. Однажды, я узнал, что размер стопы примерно равен 1/8 роста человека. Когда я это сказал в классе, все как оголтелые схватились за линейки и давай друг друга мерить! А ведь это - упрощенный пример золотой пропорции. Самое интересное, что по такому же принципу работают судмедэксперты археологи и палеонтологи, когда восстанавливают картину целого из частей и останков. Конечно, там все серьезнее, чем 1/8 стопы, но принцип тот же – Золотая пропорция! 

Теперь немного истории. Человек, который хотя бы раз слышал о золотом сечении, связывает его с именем Леонардо да Винчи. Леонардо действительно внес огромный вклад в мир искусства и в познание Вселенских правил. Но, справедливости ради, стоит отметить, что о золотом сечении знали уже и в Древней Греции, и во времена фараонов.

Над этим вопросом трудились тысячи лучших умов! Стоит упомянуть имя немецкого профессора Цейзинга (1855г.), который проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа - важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13:8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8:5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1:1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела – длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д. Любопытно! Фундаментально! Потрясающе!

фибоначчи

С историей золотого сечения косвенным образом связано имя итальянского математика монаха Леонардо из Пизы, более известного под именем Фибоначчи. Он много путешествовал по Востоку, познакомил Европу с индийскими (арабскими) цифрами. В 1202г. вышел в свет его математический труд «Книга об абаке», в котором были собраны все известные на то время задачи. Одна из задач гласила «Сколько пар кроликов в один год от одной пары родится». Размышляя на эту тему Фибоначчи выстроил такой ряд цифр:

 

Месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 и тд.
Пары кроликов 0 1 1 2 3 5 8 13

21 и тд.

 

Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Особенность последовательности чисел состоит в том, что каждый её член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих 2 + 3 = 5; 3 + 5 = 8; 5 + 8 = 13, 8 + 13 = 21; 13 + 21 = 34 и т.д., а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления. Так, 21:34 = 0,617, а 34:55 = 0,618. Это отношение обозначается символом Ф. Только это отношение – 0,618:0,382 – дает непрерывное деление отрезка прямой в золотой пропорции, увеличение его или уменьшение до бесконечности, когда меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

Ряд Фибоначчи мог бы остаться только математическим казусом, если бы не то обстоятельство, что все исследователи золотого деления в растительном и в животном мире, не говоря уже об искусстве, неизменно приходили к этому ряду как арифметическому выражению закона золотого деления.

Отросток делает сильный выброс в пространство, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает выброс в пространство, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова выброс. Если первый выброс принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий – 38, четвертый – 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции.

 

Фрактальность природы

Фрактал МандельбротаФрактал Мандельброта

Понятие фрактальности больше связано с геометрией и визуальным отображением золотого сечения и ряда Фибоначчи. 

Фрактал (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) - математическое множество, обладающее свойством самоподобия, то есть однородности в различных шкалах измерения (любая часть фрактала подобна всему множеству целиком). 

Ну, а теперь человеческим языком, на русском ленгличе =). Вокруг каждой клетки, каждой молекулы физических тел бесконечный космос других клеточек и молекул. И во всем полная гармония - гармония фрактальной геометрии. 

Фракталами называют бесконечно самоподобные фигуры, каждый фрагмент которых повторяется при уменьшении масштаба. Термин фрактал означает наличие тонкой, повторяющийся структуры, как в макро, так и в микро масштабе объекта. 
Фрактальность проявляется во всем! В галактиках и клетках, в строении каждого кустика и дерева, снежинке и облачке. Даже молния фрактальна. Что уж говорить об изгибе береговой линий моря, озер, гор, полей и т.д. В конце концов, ритм биения нашего сердца (кардиограмма) – это тоже фрактал!
Все в пространстве фрактально. И угадайте «кто всему виной»? Конечно, - наш друг Фибоначчи и его ряд 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597… Куда ни брось взгляд, в природе везде просматривается числовой ряд, где каждое последующее число является суммой двух предыдущих. 

Можете понаблюдать, как прорастает из земли любое растение и вы с удивлением обнаружите, что сначала появляется один листик, потом два, чуть позже – три, затем пять… восемь… тринадцать. И никогда по-другому!

 

Вот визуальное отображение фрактальности

Фрактальность брокколиФрактальность брокколи

Фрактальность соцветияФрактальность соцветия

Фрактальность снежинкиФрактальность снежинки

Фрактальность растенияФрактальность растения

Фрактальность ракушкиФрактальность ракушки

Фрактальность дереваФрактальность дерева

Фрактальность паутиныФрактальность паутины

То же самое и в аквариумистике: кустик к кустику, камешек к камешку. Одним словом, должна быть гармония! В аквариуме не должно быть разных по цвету и фактуре камней, не должно быть разных коряг. Сами элементы декора не должны быть одинаковыми по размеру, они должны быть установлены в нужном месте, а не абы как.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что все в мире подчинено вышеописанным «божественным правилам». Дизайн аквариума – это искусственное воссоздание уголка живой природы. Отсюда можно сделать вывод: «Для того чтобы искусственное было максимально приближено к божественному, необходимо при оформлении аквариума использовать указанные незыблемые правила.» 

 

НА ЭТОМ ПЕРЕЛАГАЮ ЗАКОНЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ И ПЛАВНО ПЕРЕЙТИ К ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В АКВАРИУМИСТИКЕ

Правила оформления аквариума Правила оформления аквариума

Перед вами пара рабочих фотографий "Языка тролля", который как многие из вас знают зашел в ТОП 20 лучших работ мира на международном конкурсе аквариумного дизайна IAPLC 2020.

Правила оформления аквариума

Правила оформления аквариума

Тереза Лазар - подруженция ФФ и такая же как и я пришибленная акваскейпом, частенько меня спрашивает: "Нафига ты чертишь все эти линии? Я никогда не черчу." 

Кто из нас прав, друзья? А никто! Дело в том, что профессиональный скейпер и без черчения все видит. Но все же маркировка аквариумного стекла помогает конструировать свою задумке еще более мощно. Особенно, когда ты хочешь получить сильный акцент в "точке ноль". 

В тоже время, любой профессиональный скейпер вам скажет, что "точка ноль" необязательно должна быть в четко заданном - расчерченном месте. Любые отклонения допустимы. Объясняется это просто. С математической точки зрения, все в этом Мире стремится к 1,618, но зачастую неравно. Погрешность допустима. 

Таким образом, товарищи. Когда вы начинаете созидать и творить что-то новое в своем аквариуме, вы просто держите в уме "точку ноль", стройте линии и золотые треугольники в соответствии с пропорцией. Но сильно в них упираться не стоит, особенно, если вы только только набираетесь опыта. Кроме золотого сечения, в аквариуме должно быть воплощено и все остальное: перспектива, интеграция, контраст, слои и так далее. 

Ниже весьма попосовые, но от того понятные примеры применения полученных знаний в аквариумной.

 

Возьмите любое произведение искусства.

Например, картину И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

шишкин утро в сосновом бору
Автор неукоснительно следовал принципам золотого сечения. Главный объект находится в сильной точке, а все объекты расположены в золотых треугольниках.
золотое сечение в картине шишкина медведи
Аквариум – тоже картина! Её оформление напрямую зависит от тех же правил, что и в любом другом изобразительном искусстве.
Далее рассмотрим, как найти золотое сечение и сильные точки в аквариуме. 
Итак, вернемся к числам Фибоначчи 1,1,2,3,5,8,13… 
Для начала делим переднее стекло аквариума на 3, 5 или 8 равных частей по горизонтали и по вертикали. 
Примечание: Я и заднее стекло черчу, чтобы находить "точки ноль" в объеме. Это актуально для глубокого скейперского аквариума в 50см. Для стандартных аквариумов 35 см. чертить не стоит.

1:2                                                2:3                                         3:5

Я рекомендую использовать пропорцию 3 к 5. На 8 частей легче всего делить прямоугольник – 3 раза пополам. Для начала можно пользоваться рулеткой и маркером, потом появится навык размечать аквариум на глаз. 

Затем выделяем оси, делящие целое на 3 и 5 равных частей.

 

И на пересечении осей получаем «сильную точку».

Всего таких точек может быть четыре. Но, у нас должен быть один центр - одна точка ноль! Выбираем любую из них, а про остальные забываем.

Фото-примеры 
золотое сечение у такаши амано сильные точки у такаши амано1
Вот еще один легкий способ провести золотое сечение в аквариуме. 
Измерьте длину аквариума и разделите полученное значение на 2.61803. 
Пример: Длина = 800мм / 2.61803 = 305.57322мм (округляем 305мм). Второй отрезок соответственно равен 800мм – 305мм = 495мм. 

Делаем отметки, проводим линию. Такую же операцию проводим и с высотой аквариума.

Учтите, что высоту не нужно мерить «по самую крышку», учтите вотерлинию. Помните, должна быть картина – это то, что видит человек. После этого, вы можете провести другие линии пересечения – «золотые треугольники».

Ну, а дальше? А дальше... полет вашей фантазии, полет мысли о размещении вашей идеи в золотом сечении. Сначала мысленно, потом вертя в руках добытый декор (камни, коряги), при этом необходимо представлять их сочетание с растениями.

Итак, подведем итоги! Мы научились находить сильную точку в аквариумной композиции, а также проводить золотые линии и треугольники. Они помогут нам воплотить нашу идею в жизнь. Полученные знания позволят нам выстроить правильный гармоничный дизайн в своем водоеме. Аквариум, который основан на вышеописанных принципах, будет естественным природным красивым и приятным для восприятия. 
При построении аквариумной композиции существуют и другие правила но, все они так или иначе связаны с фундаментальными «божественными пропорциями» и рядом Фибоначчи. 
В качестве вишенки на торте, фильм затрагивающий вопрос фрактальности природы и биография человека, и руды Бенуа Мандельброта.

 

Заметка о великом человеке - Бенуа Мандельброт

Правила оформления аквариума

Бенуа Мандельброт родился в Варшаве в 1924 году в семье литовских евреев. Его мать Белла Лурье была врачом, отец — Карл Мандельбройт — галантерейщиком. В 1936 году вся семья эмигрировала во Францию и поселилась в Париже. Здесь Мандельброт попал под влияние своего дяди Шолема Мандельбройта, известного парижского математика, члена группы математиков, известной под общим псевдонимом Николя Бурбаки.
После начала войны Мандельброты бежали на свободный от немецкой оккупации юг Франции, в городок Тюль. Там Бенуа пошел в школу, но вскоре потерял интерес к учёбе.
Но у Бенуа Мандельброта открылся необычный математический дар, который позволил ему сразу после войны стать студентом Политехнической школы Парижа. Оказалось, что у Бенуа великолепное пространственное воображение. Даже алгебраические задачи он решал геометрическим способом. Оригинальность его решений позволила ему поступить в университет.
Окончив университет, Мандельброт переехал в США, где окончил Калифорнийский технологический институт. По возвращении во Францию, он получил докторскую степень в Университете Парижа в 1952 году. В 1955 году женился на Альетт Каган (Aliette Kagan) и переехал в Женеву.
В 1958 году Мандельброт окончательно поселился в США, где приступил к работе в научно-исследовательском центре IBM в Йорктауне, поскольку IBM в то время занималась интересными Бенуа Мандельброту областями математики.
Работая в IBM, Мандельброт ушел далеко в сторону от чисто прикладных проблем компании. Он работал в области лингвистики, теории игр, экономики, аэронавтики, географии, физиологии, астрономии, физики. Ему нравилось переключаться с одной темы на другую, изучать различные направления.
Исследуя экономику, Мандельброт обнаружил, что произвольные внешне колебания цены могут следовать скрытому математическому порядку во времени, который не описывается стандартными кривыми.
Бенуа Мандельброт занялся изучением статистики цен на хлопок за большой период времени (более ста лет). Колебания цен в течение дня казались случайными, но Мандельброт смог выяснить тенденцию их изменения. Он проследил симметрию в длительных колебаниях цены и колебаниях кратковременных. Это открытие оказалось неожиданностью для экономистов.
По сути, Бенуа Мандельброт применил для решения этой проблемы зачатки своего рекурсивного (фрактального) метода.
В 1975 году впервые опубликовал свои исследования фракталов. Понятие «фрактал» придумал сам Бенуа Мандельброт (от лат. fractus, означающего «сломанный, разбитый»). Используя находящиеся в его распоряжении компьютеры IBM, Мандельброт создал графические изображения, сформированные на основе множества Мандельброта. По словам математика, он не чувствовал себя изобретателем, несмотря на то, что никто до него не создавал ничего подобного.
Умер 14 октября 2010 года в Кембридже (Массачусетс, США), в возрасте 85 лет, по сообщению жены, от рака поджелудочной железы.


Крутые ролики от ФанФишки

 

Подписывайтесь на наш YouTube-канал, чтобы ничего не пропустить

 

Категория: Аквариумные статьи / Акваскейп | Просмотров: 105 594 | Дата: 29-05-2021, 14:11 | Комментарии (12)
Esta 3 октября 2014 09:25
Олег, молодчина. Суперская статья!  hands
Но..... оченя хочется твои фотки глянуть ))))
foster 3 октября 2014 10:43
  Очень приятно!
Данная тема очень интересна. Я лишь о ней рассказал сжато - в "аква.формате".

З.Ы. про фото, ты не первая, кто просит ))) Дело в том, что аквариум еще не "созрел", и мне бы не хотелось "портить ожидание" ))) 
Скину на  мыльце!
megalink 3 октября 2014 15:26
Олег скромничает, у него классный акваскейп получился. Мне очень понравился. Даже если учесть что растюшкам еще расти и расти!!! СУПЕР
Ну и статья как обычно у Олега, 5+. Просто о сложном!
foster 3 октября 2014 16:07
  Вот такое, Вам ребята, огромное спасибо за поддержку!
Без Вас у меня бы ничего не вышло.
Ирэн2321 27 ноября 2014 15:45
Хорошая статья!Побежала искать золотое сечение в своем аквасе!)))
Людмила 7 апреля 2015 13:58
Олег, случайно забрела на Ваш сайт. Очень понравилось оформление, множество актуальных тем, простота изложения. Ощущение как буд-то тебе рассказывает обо всём какой-то близкий друг. В общем сижу здесь который день, при любом удобном моменте захожу. Сегодня добралась до этой темы... И у меня просто мурашки по всему телу от того, что на этом свете всё не просто так происходит.
Меня это сподвигло задуматься о высоком, о многом...
Кажется моим двум аквасам грозит переделка. А может даже и в жизни что-то измениться к лучшему.
А Вам спасибо ОГРОМНОЕ!!!
foster 7 апреля 2015 14:21
Людмила, я очень рад, что статья Вам понравилась.
И сподвигла на новые достижения.

С уважением,
Гость Олег 3 ноября 2017 10:36
Потрясающе! Будто и правда узнал то, что скрывается за кулисой...
Екатерина 8 марта 2018 01:52
Впервые ознакомилась с информацией о золотом сечении, увлекло не только чтение и открытие новой информации, но и принято решение попробовать реализовать это в своем аквариуме. Спасибо большое за содержательность!
foster 8 марта 2018 16:40
Екатерина, благодарим. Спасибо,
Valdemar 6 сентября 2019 11:22
Не понятно про золотые треугольники. Как их проводить. И примеров бы побольше из практических работ.
Вадим Синюков 14 января 2021 13:07
Огромное спасибо за ваш труд. Это именно один из тех камней в фундаменте (в моём фундаменте знаний оформления) что не хватало!
Обзор фильтров Tetra


Наша рекомендация

%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B0200_


От фосфатов и нитратов


Аквариумный навигатор

Выпуск №3

"Интервью с ихтиопатологом"


Выпуск №4

Обзор фильтра Лагуна


Мы ВКонтакте

Наверх