Путь акваскейпера: сонная лощина или стелющийся туман. Эпизод 3
В этом материале, мы не будем говорить с вами о перспективе, точке ноль, интеграции и космосе в акваскейпинге. Все это уже проговаривалось в прошлой топовой работе "Язык тролля". Не буду повторяться. Лучше давайте посвятить наше с вами драгоценное время - духовной и материальной стороне акваскейпинга.
Для всех пользователей, кому удобнее смотреть сейчас видео, рекомендую сразу посмотреть нижеследующее лайФФсейшины. В них мы вербально проговорили основные моменты данной статьи.
Итак, поехали. Чтобы сделать топовый акваскейп или просто хороший домашний травник необходимо всего две вещи - идея и реализация. Если с реализацией все достаточно понятно. То с идеей сложнее. Реализация - это техническая сторона вопроса: наличие должного оборудования, умение выращивать растения, стричь и удерживать её объемы, умение клеить камни, коряги, сроить композицию, выставлять фоновый свет за аквариумом и так далее. Всему этому можно научится - дело времени.
Вот что касается идеи, её никаким усердием и трудолюбием не возьмешь. Идея вынашивается в душе художника, порой дольше, чем строится и выращивается сам акваскейп. Но я могу немного вам помочь в этом вопросе. Товарищей, которые обращаются ко мне за акваскейперской помощью, я часто мотивирую следующим образом, спрашивая: "Что у тебя будет в аквариуме? Чем твой подводный лес или горы будут отличаться от тысячи других подобных работ? Чем работа зацепит усталый глаз судьи?"... "Начни с самого главного - назови свое творение, дай имя. И тогда эфемерная идея начнет обретать смысл и более четкие очертания".
Второй важный момент - не надо никому подражать. Вы должны показать себя, свою душу через аквариум, в этом и есть вся ценность. Даже, если все вокруг будут фукать и фекать, не обращайте внимание. Знайте - ваши мироощущения уникальны и это ваш козырь. Самовыражайтесь и не бойтесь экспериментировать, подкрепляйте все это дело трудом и успех гарантирован.
Теперь давайте на практике посмотрим, как работает идея. Посмотрите на фотографию.
Эта работа испанского скейпера Efrain Sequera. Работа относительно простая и типичная - лес! Ну, лес и лес. А теперь я скажу её название: "The last lights of sunset" - "Последние лучи заката". И о чудо! Работа заиграла! Автор шикарно передал атмосферу заката. И добил свою идею названием. Все это в совокупности не могло пройти мимо судей. Работа заслуженно зашла в HonourPrize лучших акваскейперских работ Мира и заняла 16 место на IAPLC 2020.
А теперь вообще простой пример. Работа китайского товарища Yongming Zhang, занявшая 27 место на IAPLC 2019. Не смотрите текст ниже фотографии. Подумайте, как называется работа? Как бы вы её назвали?
Ну-с?! Как называется работа? Подумайте, подумайте...
Работа называется - "Бамбуковая роща"! И я уверен, что львиная доля читателей ФанФишки смогут запросто это повторить. Мать Нептуна за ласту в аквариуме 10 камней, коврик хемиантус кубы и полигониум. Всёёёё! Это может повторить даже начинающий травославный аквариумист. Теперь вы понимаете, насколько важна ИДЕЯ!?
РЕАЛИЗАЦИЯ, на примере "Бамбуковой рощи", вообще отходит на второй план - это просто техническое решение, простое до безобразия.
Далее давайте ближе к нашим баранам. Мой акваскейп "Creeping fog" - "Стелющийся туман" (рабочее название "Сонная лощина").
Думаю, что для многих постоянных читателей сайта и зрителей YouTube-канала ФанФишка не секрет, что наш аквариумный ресурс обладает металлическим привкусом.
Метла - музыка отверженных, это протест и внутренний дискомфорт. И так получается, что с самого раннего детства я ел не манную кашку, а рифы Джеймса Хетфилда. Но один вопрос, когда ты уныло "отверженный", а другое, когда ты это перерабатываешь и превращаешь в положительное качество. Тогда вся твоя внутренняя жесть становится благом. Вот посмотрите - ярчайший пример, как жесткая песня становится няшкой. Деффчуля просто раскрыла себя через Метлу.
Вот и я из раза в раз просто пытаюсь раскрыться и показать себя. Мне никогда не нравились каноничные названия акваскейпов: "Гармония природы", "Лес на закате... на рассвете", "Девственный лес", "Запах леса", "Запах девственниц в лесу =) на закате". Все это тренд, попахивающий ванилькой. Названия моих работа: "Там, где живет красный дракон", "Логово химеры", "Язык тролля" - вся эта чертовщина меня как-то больше вдохновляет.
Суть моей стилистики - интерпретация сказки, легенды в подводном пейзаже. Естественно эта сказка должна быть страшной =) Не про колобка. Хотя знаете ли в колобке тоже есть свой хоррор, по-факту главный сусеко-скребанный герой заживо был сожрал лесным зверем =)
Самая главная проблема и сложность, с которой я сталкиваюсь, заключается в естественной интеграции - нельзя просто так наставить крестов под водой, назвать работу "The last lights sunset of Cemetery" и рассчитывать на ТОП.
Хотя, кстати, если вы подумали, что я шучу на счет "Заката на кладбище" - ничего подобного. Кто-то на Ютюбе уже наваял аквариумное кладбище.
Прикольно! Но это просто любительский домашний аквариум с эпатажно-провокационным мотивом. Такая шляпа, с точки зрения акваскейпинга - это цирк и детский сад.
Хоррор идея не должна быть навязчивой, она должна быть естественной натуральной, она не должна противоречить изначальной концепции "Природного аквариума", которую заложил Такаши Амано. Но в тоже время, зрителю должен быть виден и понятен страшный-замысел. Такое вот сочетание несочетаемого. Тем не менее, акваскейп "Язык тролля", доказал, что такая концепция имеет право на существование.
Так вот, через пару дней после объявления результатов конкурса прошлого года, у меня уже все шкварчало в душе. В голове крутились две новые, весьма сложные идеи. Одна из которых заключалась в создании подводного тумана.
Затем волей случая я пересмотрел классиический хоррор фильм Тима Бёртном "Сонная лощина". Тим, пожалуй, лучше всех знает толк в чертовщинке. Все его фильмы и мультфильмы - это стеб над ужасом. Атмосфера "Сонной лощины" на все сто процентов вписывается в мою концепцию.
Передо мной стояла сложная задача. Вернее даже две. Первая - необходимо было найти вещество, которое бы имитировало туман в воде: было бы тяжелее воды, слоилось, было безопасно для всех гидробионтов и аквариума в целом, было бы устойчивым - не растворялось и которое можно было бы легко вывести/убрать из воды. И второй момент - я изначально понимал, что есть тонкая грань между туманом и просто мутным аквариумом. Ведь навести муть в аквариуме может каждый, у новичков это вообще здорово получается =) В общем, я изначально понимал, что очкарик влип. Любой акваскейп ценится детализацией. А я хочу получить настоящий туман под водой, но при этом чтобы все было видно.
Далее, не буду томить вас долго, многие хотят знать из чего сделан туман. Туман сделал из аморфного диоксида кремния (далее - ДК), его суспензия хорошо стелется по дну аквариума, создавая слой дымки, на все 100% похожий на туман. На этом месте хочу поблагодарить за помощь в решении этого вопроса Ивана Пономарева и лабораторию партнеров ФанФишки - компанию "Медоса" более известную многим, как "VladOx" - спасибо друзья за вашу помощь!
Возможно, у некоторых читателей сейчас тоже зачесалось в душе и захотелось попробовать туман в своем аквариуме. Окей, встань и иди на кухню, достань из аптечки "Полисорб" прочти состав и улыбнись =). Я использовал ДК, который мне несколько мешков любезно предоставила лаборатория Медосы. Полисорб - самый простой способ добыть ДК в своем ПМЖ.
Выводится ДК подменой воды и/или применением коагулянта - типа "Прозрачная вода" от ВладОкс.
Далее, пару месяцев были очумелые эксперименты с ДК - в тазике, в ведрах. Я пытался понять, как этот туман вообще движется и как её удержать. Попутно Гуглил Яндекс - смотрел и собирал фото с туманом, тренировал глаз, подмечая его физику и детали. Вот, кому интересно, что я насобирал в спойлере красивые картинки тумана в природе.
Затем были уроки рисования в фоторедакторе, я накидывал на ТОПовые акваскейпы туман и смотрел какой ландшафт наиболее выиграшно смотрится с ним. Затем начал эксперименты в действующем аквариума - в уже поседевшем и заброшенном "Языке тролля".
Что-то получалось, что-то нет. Чаще не получалось. В целом, на том этапе было все как-то муторно и неопределенно. Переживания и скепсис одолевали - стоит ли вообще с этой белесой мутью заморачиваться? Это сейчас все супер. А тогда я чувствовал себя крайне скверно - шансы того, что вообще что-то достойное получится были мизерными.
В общем, закругляясь с рассказом об идеи, скажу следующее. Я более полугода, до самой финальной фотосессии оттачивал свое туманное мастерство. Не ошибусь, если скажу, что более соти раз кидал туман в воду. Но тем не менее, хочу подчеркнуть, что даже самая сумасшедшая идея имеет право на существование.
Техническая часть
Оборудование
Теперь давайте перейдем к более материальным вещам. Думаю, что многим будет интересна именно эта составляющая аквариумного бытия. Вот список техники.
Освещение: 2 панели ISTA Titan 60 см. + точечная подсветка SunSun ADT-240С - 4 штуки.
Фильтрация: Внешние фильтры Tetra Ex 1200 Plus, Laguna UVF 3328 и мини-внешник JBL под Purigen.
Наполнители фильтра: Seachem Matrix, Seachem Purigen, губки.
Аэрация: через Hydor Bubble Maker, ночью.
СО2: Баллонная система ISTA + отечественная система от СО2Аква. Газ подается через Hydor Bubble Maker, днем.
Грунт: Внизу под камнями, как подушка лавовая крошка, основной грунт пропант 1 мм.
Удобрения: все что пошлет Посейдон. Макро - самомесы. Микро и прочее от партнеров ФФ: Тетра, Владокс. Тесты капельные от UHE.
Параметры воды: Т22-25, pH 6-6,5, kH 3-6. Удо по вариативному Редфилду.
Все оборудование достаточно хорошо расписано в статьях по ссылкам, кроме того на Ютюб-канале есть подробные визуализации по оборудованию и всему остальному. Поэтому разрешите просто добавить ниже ряд роликов. И на этом закончить.
Точка ноль и золотое сечение
Меня часто спрашивают - зачем ты маркером расчерчиваешь аквариум? И мне приходится долго объяснять чего да как. Штука вся в том, что многие акваскейперы чертят аквариум по золотому сечению, некоторые нет. Одни строят на глаз, другие стараются вписывать композицию в золотые треугольники. Соблюдение жесткой привязки к ТочкеНоль или вписывание композиции в золотые треугольники - нет. Но тем не менее, это помогает сделать композицию гармоничной. Позволяет геометрически ориентироваться. Если вы начинающий акваскейпер, я однозначно вам рекомендую расчерчивать аквариум. Как это сделать? В этом вам поможет вот эта старенькая ФФ-статьейка.
За себя могу сказать, что я маркирую не только переднюю стенку аквариума, но и заднюю. Детали на переднем фронте ориентирую по линиям переднего стекла, на заднем фронте соответственно по линиям задней стенки.
Еще раз оговорюсь - нет жесткой привязки. ТочкаНоль необязательно должна быть строго в той точке, которую вы начертили. Но тем не менее на определенном этапе вы сами почувствуете, что декорации наиболее выигрышно смотрятся, если они вписываются в треугольники. То есть, все нарисованные вами на стекле линии - это ваша подсказка.
Мне сейчас, спустя год после построения харда, достаточно сложно вспомнить почему я ставил тот или иной камень именно так, а не иначе. Но все таки постараюсь показать самые очевидные примеры. Итак, вот первая картинка - поиск ТочкиНоль.
По классике жанра у нас 4 сильные точки (как правило они же и ТочкиНоль). Нам необходимо выбрать одну, а все другие "закрывать" - не акцентировать на них внимание. В моем случае, этой Точкой стало пересечение линий под номером 4. Почему? Потому что я изначально планировал делать арки, заранее знал, что мне просто нужно определится с ТочкойНоль. А после закрыть все остальные. В моей голове было понимание, что точка 1 закроется/расфокусируется травой - лужайкой элеохариса. Точка два будет прикрыта и смазана висюльками микрантемум монте-карло. Точка 3 - закрылась камнем. Собственно так оно все и получилось.
Обращу внимание читателя на то, что ТочкаНоль - это непросто выбранная вами дырка, в которую якобы должен падать последний взгляд зрителя. Для того, чтобы ТочкаНоль стала действительно сильной точкой фокусировки недостаточно просто её выбрать. Вам необходимо строить всю композицию от неё, ну или в неё и только тогда она заиграет. Сказанное не означает, что вы камень за камнем должны ставить строго от ТочкиНоль. Нет. Например, я строю хардскейп по принципу, как пойдет. Не идет левая сторона, не ставятся камни, плюнул - перешел в правую зону работать. Но при этом, я держу в уме, что в конечном итоге все будет упираться в ТочкуНоль. Как-то так.
Следующий очевидный пример работы с линиями.
Расчертив аквариум, я сразу вижу пропорцию - линию разграничения двух зон. Условно говоря, у меня есть 2:3 и 1:3 аквариумного пространства. В 2:3 своя композиция, в 1:3 своя. Если вы закроете ладошкой любую зону, то другая будет вполне себе самостоятельной аквариумной композицией. Безусловно, это правило не является догмой. Можно экспериментировать. Но все же львиная доля ТОПовых акваскейпов построено по такому принципу. Здесь важен один нюанс - да, вы вписываете композицию в зоны 2:3 и 1:3, да они могут быть сами по себе самодостаточны. Но в тоже время они ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть связаны друг с другом. Иначе фиаско и провал.
Прошлогодний "Язык тролля" я строил по-такому же принципу. Посмотрите.
Правая и левая сторона самостоятельны, но связаны друг с другом озером из зеркала, детальками на дне и "соприкосновением языков" наверху.
А вот анти-пример, моя работа 2019г. хоть и занявшая хорошее 336 место, но имеющая ряд грубых ошибок. В том числе и в части зонирования.
Аквариум был по задумке поделен на две почти равные половины. Работа называлась "2isles" - "Два острова". И как бэ да, видно два острова. Но у зрителя возникает окосение - обе стороны одинаковые и по площади и по композиции. Это неприятно для глаза. В природе не встречается двух зеркально-идентичных пространства.
Да, мои острова не похожи друг на друга, если присмотреться. Но в целом "общим взглядом" - это одно и тоже. И в довесок, все это безобразие было еще и отцентрованно.
Я не говорю, что строить акваскейп от центра нельзя. Можно, но очень часто получается дуальность левой и правой части аквариума. Что, как вы уже наглядно поняли - нехорошо.
В "Ползучем тумане" обе зоны связаны арками, отражением наверху, туманом, мелкими декорациями и продолжением одной части из другой. Далее пройдемся по золотым треугольникам.
Думаю, все понятно - нижняя арка, и в целом весь низ и вся нижняя персвектива вписана в треугольник. Для этого, я просто от сильной точки под номером 2 провел линии к передним нижним краям аквариума.
На этой фотографии видно, что все правые (в плоть до мелких) камни вписывались в треугольник, который был проведен от правого верхнего угла и через ТочкуНоль (точка 4 на фото выше). И согласитесь гармонично вышло, хотя на фото еще промежуточный, далеко неконечный хард. Но уже хорошо.
Если я вас еще не утомил, давайте попробую объяснить, что значить "вписывать композицию в треугольники".
Макушки камней касаются или находятся возле грани трехуголинка, я отметил это соприкосновение синими точками. Само направление камней часто тоже паралельно грани треугольника - показано синим пунктиром.
Можно и дальше до позеленения показывать, как работает золотое сечение...
Верхняя арка стоит по линии, которая прочерчена от сильной точки 1 к верхнему правому углу аквариума. Стрелками показано, что даже кончики висящих камней заканчиваются в точках пересечения линий. При этом обратите внимание, что средний висящий камень выставлен по пересечению линий нарисованных на заднем стекле аквариума. А правый по линимам переднего стекла. И даже сейчас на сухом недоделанном харде видна магия - создается ощущение объема. Средний камень какбудто далеко далеко, а правый - выпирает, такое чувство, что он сейчас выдавить переднее стекло. Такая вот игра со зрением зрителя. Хотя на самом деле эти два камня находятся фактически в одной плоскости - на равном удалении от смотрящего.
Вот еще менее очевидное вписание композиции в треугольники.
А вот пример того, что можно работать и вертикалями - делая уровни в аквариуме.
После черчения мы получем три горизотальные линии. Их можно использовать для построения ярусов в аквариуме. Синими точками и цифрами, я акцентирую внимание на местах, где это четко видно.
Завершу этот раздел тем, что говорил выше. Само по себе черчение аквариума - ничего путного не даст, если вы не почувствуете, как это работает. Если вы будете шаблонно строить композицию по треугольникам, поверьте вы замучаетесь и в конечном итоге распсихуетесь. Нельзя жестко подчинятся им. Но в тоже время, линии, как бы нативно подсказывают вам - "шуруй в этом направлении". Не знаю, как написьме это еще объяснить. Ну, скажем, я беру камень ставлю его так сяк, курчу верчу, наклоняю его туда сюда пару часов =) А в конечном итоге прихожу к тому, что его лучшее положение изначально было подсказано мне линиями и точками.
Далее предлагаю посмотреть, как строился хардскейп с ноля.
Процесс построения хардскейпа
Итак, передо мной стояла задача реализовать в подводном мире фантазии Тима Бёртона и мою залихатскую Рашин Хоррор Стаил придурь =) К построению хардскейпа я приступил в середине ноября и закончил 1 декабря 2020г. Хардскейп делался "в засаде", т.к. на руках был годовалый грудной ребенок, который нифига вообще не спит по ночам. Этим я хочу сказать, что и вы можете прейти на качественно новый уровень в нашем хобби - даже если вы шахтер, работающий 24/7, чтобы прокормить 8 детей, жену, родителей, кота и двух чихуашек. Сложно трудно, но все возможно!
Понимая, что времени у меня вобрез, я две недели наслаждался, как мог. Изо всех сил наслаждался. Бардак в доме стоял лютый.
Но задача была конкретная - сделать хотя бы качественную основу, которую можно было бы допиливать потом помокрому. Вроде как справился. Вот посмотрите ряд фото.
На самом деле, этап хардскепинга - самый приятный в акваскейперском ремесле. Ты просто силишь, как суслик у аквариума, втыкаешь и творишь. Единственный самый трудный момент - начать, поставить первые камни. Дальше все само начинает плясать.
Как писал ранее - в статье о Языке тролля, все свои харды я делаю из головы, мне так интереснее - интреснее достать из себя образы, нежели лепить по картинке (чужой скейп, фото пезажей природы и т.п.). Поэтому готовясь к харду я, страдая по ночам, фантазировал и представлял в голове, что я хочу получить.
Я изначально понимал, что воплотить на все 100% идею "Сонной лощины" не получится. Почему?
Потому что до меня хватало умников, которые восхищались туманом. Но реализовать идею не смогли. Фильм Тима Бёртана - шикарен туманной атмосферой. Каждый кадр прониза сыростью и таинственной мрачностью этого природного явления. Но в акваскейпе важна детализация, зритель должен видеть все. И потому я изначально понимал, что мой туман может только стелится по дну.
Далее, без лишних слов, я покажу вам допиливание хардскейпа по-мокрому. Мне надо было объединить левую и правую сторону аквариума, подружить их более плотно. И попутно отшлифовать все до лоска. Красными точками на фотографиях отмечены изменения, чтобы вы долго не всматривались.
На этом разрешите закончить свой рассказ. Все остальное вы можете подчернуть из роликов оставленных выше. Отмечу, что главной ошибкой этого года было то, что весь красивый харскейп, который я настроил зарос растениями и его по факту не стало видно. Поэтому, на мой взгялд, работа и заняла нормальное, но все же 312 место на IAPLC 2021. Выводы сделаны. В следующем году исправлюсь.
Самое главное - я получил огромное удовольствие от содеянного, набрался опыта. Что же касается конкурса, главное это не участие, а победа! Так что нос по ветру и хвост пистолетом!
Надеюсь вам был интересен мой текстовый отчет о работе этого года. Всех благ, друзья!
Батя ФФ Олег Мацевич
Рекомендуемое видео
Смотрите также:
IAPLC 2021 ТОП 300 лучших работ Мира
IAPLC 2020 ТОП 100 лучших работ Мира
Путь акваскейпера: от идеи до хардскейпа. Эпизод 1
Путь акваскейпера: от посадки до фотки. Эпизод 2
Редфилд рулит: подача удобрений в аквариум
Такаши Амано: фото, концепция, биография
Акваскейперы - не аквариумисты